Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Ключ к успеху в жизни

Образование – ключ к успеху в жизни, и каждый из нас стремится дать его своим детям, а многие продолжают упорно работать над собой, окончив школу или даже институт. Однако насколько нынешнее образование отвечает нашим потребностям и общества в целом? Об этом в интервью "СО" размышляет профессор, завкафедрой социологии СОГУ Хасан ДЗУЦЕВ.

– Хасан Владимирович, вы много лет возглавляете одну из ведущих кафедр высшего гуманитарного образования в республике. Как вам оттуда, сверху, видится наше среднее образование?

– Как очень среднее и далекое от требований времени! Основой мощи нашего государства во времена СССР было добротное образование на всех его уровнях. Сегодня либеральные "реформаторы" разрушили старую систему образования, а новая система никак не отвечает на вызовы времени.

Наша кафедра и Центр исследования приграничных регионов Юга России ИСПИ РАН, который я также возглавляю, не раз проводили массовые опросы населения и экспертов по проблемам системы образования от детских садов до высшей школы. Мы начинали с зарплат и нагрузки воспитателей, учителей и преподавателей и заканчивали самыми тонкими аспектами содержания программ образования…

– И какие же проблемы вы выявили?

– Качество преподавания напрямую зависит от того, как чувствует себя учитель. Если говорить о зарплатах и нагрузках в сфере образования, – то это глубокая неудовлетворенность ими рядовых сотрудников.

Ответственность высочайшая, нервы безмерные, нагрузки огромные, отчетность безумная, а оплата – как у продавца магазина средней руки. Учитель оказался под валом бумаг, всевозможных отчетов – и все это, чтобы получать унизительные стимулирующие выплаты в 5-6 тысяч рублей?!

К этой картине эксперты добавили, что директора школ установили себе высокие ставки и "приватизировали" школы. Глядя на них, многие учителя также воспринимают своих учеников как объект доходов, дают знания в полсилы и не создают условия, чтобы дети проявляли себя, а воспитание и вовсе перестало быть заботой большинства учителей.

Есть у такого отношения и скрытый мотив – восполнять знания детей за… дополнительные деньги – репетиторство. Педагогу стало невыгодно хорошо учить детей, он перегружен неоплачиваемой бумажной работой и единственным способом заработать хорошие деньги становится репетиторство.

Где уж тут говорить о преподавании в школах так необходимых современным детям основ экономической и предпринимательской деятельности, а без этого мы не построим современную рыночную экономику!

– Что же надо делать для спасения нашего образования?

– Надо выделить два направления – экономическое стимулирование рядовых сотрудников и содержание учебных программ.

Нынешняя система оплаты труда в образовании является громоздкой, ее следует упростить и приравнять зарплату воспитателя, учителя и преподавателя к окладам чиновников, но при этом повысить ответственность за знания учеников.

Следует осуществлять контроль деятельности педагогов, выявлять степень их компетентности, проводить беспристрастную, объективную аттестацию. Оценка школы и труда учителя должна осуществляться по даваемому ими уровню знаний, по степени воспитанности и развития учеников.

Также необходимо провести модернизацию содержания образования. Сегодня нужно стимулировать логическое и творческое мышление ученика, а бумаготворчество и отчетность сократить до минимального. Государство должно навести жесткий порядок в школе, который коснется и директора, и учителей, и школьников.

Для этого необходимо повысить качество и проводить жесточайший отбор учебников, создаваемых в соответствии с требованиями времени. Нужно ввести специализацию в выпускных классах, предоставить преподавателям больше самостоятельности и творчества, вернуть в школу мужчин-учителей, отменить коммерческий набор в пединституты и вузы, широко тиражировать лучшие отечественные и зарубежные практики обучения и развития школ.

Мы просто обязаны вернуться к классической форме сдачи экзаменов, а ЕГЭ может остаться лишь вспомогательным инструментом в общей оценке уровня знаний.

Я уже говорил, что современное образование не отвечает запросам рыночной экономики, школьникам не дают основы предпринимательской деятельности, а само предпринимательство никак не участвует в воспитании кадров для себя. Выпускники школ, а нередко и вузов, зачастую не готовы влиться в экономическую жизнь, особенно в предпринимательство, составляющее основу рыночной экономики.

Ввиду всего сказанного результатом обучения должны быть, в том числе, экономическая, юридическая и управленческая грамотность выпускников не только вузов, техникумов, но и школ. И только тогда у нас появятся предприниматели, способные решать задачи развития республики и страны.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика