Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Лед тронулся!

По официальным данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Северной Осетии проживают более 1400 татар. В марте 1990 г. в республике была зарегистрирована региональная общественная организация "Татарское национально-культурное общество им. Габдуллы Тукая", вошедшая в состав межнационального общественного движения "Наша Осетия". Связи с земляками из Республики Татарстан она поддерживает вот уже без малого три десятилетия очень прочные и тесные. В свое время представители руководства и актива НКО им. Г. Тукая участвовали, например, и в работе II и III всемирных конгрессов татар в Казани, и в грандиозном праздновании 1000-летия Казани, отмечавшемся в 2005 году.

А само ядро татарской общины старого Владикавказа тоже составили когда-то именно переселенцы из Казанской и Пензенской губерний Российской империи. "Начало формированию татарской общины было положено этнической группой пензенских татар-мишарей, выходцев из Волго-Окского междуречья, с Мещерской низменности", – пишет в монографии "Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и современное состояние" доктор исторических наук Залина Канукова. В 1882 г. их проживало во Владикавказе 320 человек (вместе с ногайцами и каракалпаками). А по данным Всероссийской переписи населения 1897 г., во Владикавказ прибыли из Пензенской губернии 676 человек, а из Казанской – 108 (хотя в числе этих переселенцев были, очевидно, не только татары, но и русские).

И в Поволжье, и в Приуралье, и в Мещерском крае татарские села всегда старались исстари ставить на берегах рек, у проточной воды. И открывался цикл весенних народных праздников у татар тоже именно праздником, который в разных местностях современного Татарстана и в сопредельных с ним регионах называли по-разному: боз карау, боз багу – "смотреть лед", боз озатма – "проводы льда", зин киту – "ледоход". "Привязывался" он к началу ледохода: это были своеобразные проводы зимы.

Полюбоваться на ледоход на берег реки в этот день выходил и стар и мал. Праздник это был веселым и шумным. Апогеем его становился момент, когда по воде на льдинах пускали по течению зажженные пучки соломы. В сумерках с берегов далеко были видны эти пылающие факелы, яркие, как огненные цветы. А у татар Башкортостана бытовала традиция в день начала ледохода ставить на берегу реки большое соломенное чучело – олицетворение зимы. Каждый вечер на протяжении недели молодежь собиралась на этом месте, устраивая танцы и веселые игры. В последний день ледохода чучело рассыпали и сжигали – или ставили его на одну из последних проплывавших мимо берега больших льдин и тоже поджигали.

"Молодежь шла смотреть ледоход нарядно одетой. Девушки, как правило, держались особняком. Юноши обязательно приходили с гармонистом. Найдя место посуше, умудрялись и поплясать, – пишет в монографии "Обряды и праздники татар Поволжья и Урала" (Казань, 2001 г.) этнограф Р. К. Уразманова. – Если река протекала возле деревни, то смотреть ледоход шли все жители". В татарских деревнях Елабужского уезда в дни ледохода на реке Каме, например, проводили сабантуй, во время которого состязались в народных играх детвора и молодые парни. А в деревню юноши и девушки, участвовавшие в этом празднике, привозили с Камы куски льда, которым угощали односельчан "на счастье".

Как предполагают этнографы, в далеком прошлом, возможно, были связаны у татар с праздником ледохода и обряды, призванные умилостивить водную стихию и попросить у нее на весь год защиты и удачи. Но уже в конце ХIХ века он воспринимался народом просто как веселый праздник встречи весны. А смотреть на ледоход отправлялись даже в том случае, если река протекала в двух-трех и более километрах от села. В том числе, приезжали специально для этого татары Поволжья и Прикамья и в русские села, где этот праздник приобретал, таким образом, черты интернационального.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика