Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Счастье, завернутое в бурку

Традиционная осетинская свадьба – не просто застолье, это одна из самых значимых традиций. Эту истину я усвоила, когда начала изучать обрядовость национальной свадьбы, ее сакральный смысл и трансформацию составляющих этого таинства.

Не буду одинока в мысли о том, что свадьба как ритуал – лучшее из всех социально-бытовых процессов нашей жизни, она является квинтэссенцией всего доброго, теплого и даже, если хотите – вечного. Хотя бы только потому, что именно с нее начинается семья – основа нашего общества. А начинаться она должна красиво… И знаете, что обидно? После этих слов перед глазами возникают не картинки со свадебных торжеств, где невесты в национальных платьях скромно стоят в углу, являясь олицетворением грации и благородства, а фрагменты распространяющихся со стремительной скоростью видео в соцсетях, где сопротивляющихся девушек заворачивают в бурки и заталкивают в машины…

Рассуждая о "традиции" кражи невест, которая незаметно и неуклюже затесалась в число обрядов нашей культуры, можно пойти двумя путями: окунуться в славное прошлое, где сохранились неопровержимые доказательства того, что за подобные позорные деяния расплачивались кровью, либо же обратиться к закону, в котором черным по белому прописано полагающееся за воровство людей наказание. Однако и о том, и о другом (как ни странно!) знают почти все участники тех самых пресловутых видеосюжетов, которые уже не первый год раскалывают пользователей социальных сетей на два непримиримых лагеря: одни комментаторы осуждают организаторов похищения, другие же пытаются найти им более или менее сносное оправдание. Но мне бы хотелось взглянуть на эту ситуацию с других сторон: как девушки, дочери, внучки, сестры и мамы. И могу сразу сказать: ни в одной из этих ипостасей я не смогу подобрать слова одобрения тому, во что сегодня превратили обряд вступления в совместную семейную жизнь.

Мы привыкли все ответы на вопросы находить в Интернете. Так вот, если "загуглить", то вы увидите, что ни один словарь не описывает "свадьбу" как пышное или не очень празднество. Это, прежде всего, система обрядов и ритуалов, для проведения которых необязательно собирать сотни свидетелей по всем городам и селам нашей республики. Момент сватовства у всех народов был не менее значимым, чем само заключение брака – это верх проявления уважения одной семьи, фамилии другой. Но современники почему-то считают, что такие элементарные проявления собственного воспитания – никому не нужные излишества, и ими можно пренебречь. Ведь это не так зрелищно. Другое дело мчаться по шумным улицам Владикавказа на машине, представляя себя лихим наездником на арабском скакуне, в погоне за своей единственной зачастую ничего не подозревающей избранницей. О том, как сосед, дядя и старший представитель вашей фамилии с почетом отправились в дом к девушке, прося у ее отца разрешения на брак, не получится рассказать с присущей парням бравадой. "Прикинь, мы нашли три "гелика", пацаны взяли у знакомых с ансамбля бурки, и мы погнали. Она идет такая с подружками, а они как подбежали, там столько шухера навели! Но ты ж знаешь, какие Казик и Махар дерзкие, они быстренько ее упаковали и помчались. А там дома уже шумиха, все дела, как положено. Стали ждать ее родоков", – форма подачи содержания может быть другой, но факт останется прежним – вы не посчитались с тем, что в вашем доме есть старшие.

Хотя вот тут и начинается самое интересное, а вместе с тем и печальное. Почему ни один старший не отговорил, не переубедил своего сына от такого опрометчивого шага, как воровство девушки?! Почему он счел возможным, чтобы в его уважаемом доме появился новый член семьи таким неблагочестивым способом?! Так вот обычай традиционного сватовства также относится к своду незыблемых обычаев осетин: никто не давал нам право решать, какой из обрядов обязателен к исполнению, а какой – нет. Почему родители, бабушки и дедушки в доме девушки не внушили ей с малых лет, что сбежать из дому – а кража расценивается именно так – не делает ей чести?!

Как бы ни старались сегодня принизить семантику слова «æгъдау», это понятие всегда было и будет основополагающим для осетинского народа.

Как бы ни старались сегодня принизить семантику слова "æгъдау", это понятие всегда было и будет основополагающим для осетинского народа. Однако важно не просто помнить о существовании такого понятия, а вкладывать в него единственно правильный смысл. А ведь именно это сейчас и происходит: мы отождествляем свадьбу согласно нашему æгъдау с обязательно пышным торжеством, на которое собираем сотни, а то и тысячи гостей, организовываем шикарные кортежи, покупаем роскошные платья, приглашаем за немалые деньги музыкантов, ведущих… И оправдываем себя каким-то нелогичным: ну а как без свадьбы-то, это ведь стыдно. Стыдно? Не устроить демонстративное бахвальство никому не нужным застольем? Не взять многотысячный кредит в банке, чтобы потом в течение нескольких лет, отказывая себе во всем, выплачивать его? Не тешить свое самолюбие, расхваливая малознакомым людям то, какие подарки вы сделали своим новым родственникам? Это стыдно. А завернуть девушку в бурку и, невзирая на ее крики и сопротивление, привезти в чужой дом – это, конечно, верх морально-этических норм, самое яркое проявление национального духа!?

Не нужно обладать недюжинными способностями, чтобы примерно подсчитать расходы на свадьбу в нынешних реалиях цен на товары и услуги. Это много. Так много, что вполне хватит на скромное, а может, и не очень жилье для молодой семьи. И спасибо тем, у кого есть возможность сыграть такие виртуозные свадьбы, не лишая нас возможности лицезреть невест в блистательных дизайнерских нарядах, красивые праздники и даже искренне радоваться увиденному. Но среднестатистическая семья в Осетии не всегда может позволить себе подобное торжество, и в этом, представьте себе, нет ничего зазорного. Если вы верите многолетнему опыту тех же организаторов свадеб, то они подтвердят: даже самая пышная и дорогая свадьба никогда еще не была гарантом счастливой семейной жизни.

В каждом браке есть главные действующие лица: это две семьи, которые хотят породниться. И то, как это произойдет, их сугубо личное дело. И куда более правильным, красивым и благородным, а главное – мудрым будет действо, когда из одного дома с традиционными тремя пирогами отправят девушку в другой дом, где ее с такими же тремя пирогами, теплыми словами и добрым взглядом встретят. Вот это – свадьба согласно обычаям. Вот это – то, что не вызовет негодования, непонимания, пересудов. Правда, это еще и не соберет тысячи лайков в Инстаграме, но тут уж выбор за вами, как говорится.

Самое большое заблуждение лихих "воров вне закона": кража девушки – это отсутствие каких-либо затрат. Что ж, с вами можно согласиться лишь в одном случае: если нарушая æгъдау единожды, парень продолжит это делать и в дальнейшем – не будет пускать в дом гостей, которые хотят посмотреть на новоиспеченную невесту, не совершит сиахсы цыд (визит зятя в дом невесты), не пригласит к себе родителей своей супруги… Это тот необходимый минимум, который придется соблюсти и выполнить. А если он и в такой мере не собирается проявлять уважение к своей избраннице, то хочется задать вполне резонный вопрос девушкам: как вы собираетесь жить в семье, которая не проявила элементарное почтение к вам и вашим старшим?!

Сказать еще хочется многое. В том числе и о тех, ну очень редких и исключительных случаях, когда воровство невесты – это некая неизбежность, в которую молодые поставлены жизненными рамками. Но в этих самых случаях не бывает бурок, оброненных невест и шумных видео. Просто хочется верить, что в наших семьях, среди наших родственников и соседей все же найдутся те старшие, которые смогут своей мудростью переубедить молодых от опрометчивых шагов. Потому что нельзя жить, воруя собственное счастье.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика