Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Владикавказский Ломоносов

В декабре 1730 года 19-летний Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился в Москву – учиться. Будущий академик прошагал пол-России: он шел три недели и преодолел 1168 километров. Его поступок стал эталоном стремления к учебе. Однако в России это был не единственный пример подвига во имя образования.

В 1883 г. имя Василия Солнышкина было на устах у многих жителей Владикавказа. О нем писали не только "Терские ведомости", но и тифлисская газета "Кавказ", "Ярославские епархиальные ведомости", санкт-петербургская газета "Новое время", журналы "Родина" и "Церковный вестник". Молва о юном владикавказце перешагнула границы Российской империи, о нем рассказала своим читателям газета в Люблянах (Словения) Laibacher Zeitung. Такой живой интерес к судьбе 13-летнего мальчика появился совсем не случайно. Желая поступить в Петербургскую консерваторию, чтобы лучше научиться играть на скрипке, 5 сентября он убежал из дома. В Петербург прибыл 17 ноября. Из Владикавказа до Москвы прошел 1299 км пешком за 45 суток и ехал по железной дороге 601 км (его подвозили из сострадания кондукторы). От Москвы до Петербурга он прошагал по шоссейной дороге все 718 км за 27 суток. Всего же шел пешком от Владикавказа до Петербурга 72 дня, пройдя 2017 и проехав 601 км, в то время как Ломоносов был в пути всего 3 недели, а 1168 км он проделал не в одиночку, а следуя за торговым обозом, который вез в Москву товар на продажу. У него всегда был ночлег, была пища, ему не приходилось мерзнуть на холоде и мокнуть под дождем…

Вася Солнышкин родился в станице Калиновской Терской области, в семье казака Кизляро-Гребенского полка Ивана Васильевича Солнышкина, который, проживая во Владикавказе, 15 лет прослужил флейтистом в оркестре Терского казачьего войска. Сына своего он стал учить игре на скрипке с четырехлетнего возраста. В 1875 году шестилетний мальчик уже играл на сцене. В 1878-м выступил вторично. В 1881 году отец и сын дали концерт в Кисловодске. В 1882-м, в бенефис суфлера, мальчиком было исполнено соло на скрипке. После этого в газете "Терек" появились статьи о двенадцатилетнем скрипаче Василии Солнышкине. Официальным же учителем его был известный во Владикавказе скрипач Султанбек Абаев, который числился на службе в Терском казачьем войске и был, таким образом, хорошо знаком с отцом мальчика. С.Абаев преподавал музыку в реальном училище, где в созданном им ученическом оркестре играл и В. Солнышкин. Отец Васи предполагал вместе с мальчиком отправиться в Петербург для определения его в консерваторию, но из-за нехватки средств поездка не могла осуществиться. Тогда-то юный скрипач и решился бежать из родительского дома, чтобы закончить свое музыкальное образование.

В Петербурге судьба свела Василия с И.Д. Митрополовым, служившим в Священном Синоде. Купив мальчику скрипку, он отправился с ним в Придворную капеллу. В присутствии М.А. Балакирева В. Солнышкин продемонстрировал свою игру. Балакирев отозвался о нем как о "несомненном таланте", пообещав переговорить о его дальнейшей судьбе с обер-прокурором Синода. 29 ноября М.А. Балакирев представил К.П. Победоносцеву официальный отзыв о тринадцатилетнем мальчике-скрипаче следующего содержания: "По испытании оказалось, что мальчик обладает замечательным талантом: игра его поразительна по интонации и по качеству тона, извлекаемого им из шестирублевой скрипки". 30 ноября К.П. Победоносцев направил этот отзыв Его Величеству Государю Императору Александру III, сообщая при этом, что "мальчик оказался умный, скромного вида, с религиозным чувством и некоторым образованием. Видно, что он из доброй семьи. При нем оказались газетные статьи об игре его в публичных концертах, письма и дневник странствования. Пишет он довольно порядочно, что доказывает письмо, которое он хотел, но не решился отправить отцу с дороги… Но необходимо устроить дальнейшую его судьбу и дать музыкальное образование. Из него может выйти замечательный артист и человек порядочный".

В ответ Александр III лично повелел принять Василия в музыкально-инструментальный класс Придворной певческой капеллы и выделить на его содержание из средств Министерства Императорского Двора по 300 р. ежегодно. Это был первый, но не последний случай, когда сам Император проявлял внимание и заботу о мальчике из Владикавказа. Упомянутый выше М.А. Балакирев как раз незадолго до этого был назначен заведующим капеллой, а в помощники он пригласил к себе Н.А. Римского-Корсакова. Таким образом, Василий продолжил свое образование в окружении самых ярких представителей музыкальной культуры нашей страны…

Письмо домой Вася все же отправил. Отец ответил телеграммой: "Прощаю, благословляю, трудись, да сохранит тебя Бог".

Усердно трудясь, Василий оправдал надежды и в 1890 г. успешно окончил курс музыкального образования, получив высший аттестат. Так как окончившие курс инструментального класса не получали льгот, ему предстояло отбывать воинскую повинность в Терском казачьем войске наравне с теми, кто никакого образования не получил, его музыкальное образование могло пропасть даром. И на этот раз Балакирев проявил заботу о юноше. Он обратился с ходатайством к Министру Императорского двора о предоставлении Василию прав окончивших полный курс консерватории, т.е. звания свободного художника с освобождением из казачьего сословия. И когда был получен отрицательный ответ, Василий решил поступить в Петербургскую консерваторию, обучаясь в которой, получил бы отсрочку службы в армии, а по окончании курса имел бы звание свободного художника и льготу 1-го разряда.

Но материальных средств у Василия не было. М.А. Балакирев и К.П.Победоносцев в очередной раз приняли участие в его судьбе, обратившись к Александру III с просьбой о помощи. Государь высочайше соизволил начиная с 1 сентября 1890 г. выдавать из Собственной Его Императорского Величества суммы 40 рублей ежемесячно до окончания полного курса консерватории. Благодаря его помощи и заботе Василий в 1892 г. окончил полный курс Консерватории с дипломом на звание свободного художника.

В том же году он получил письменное приглашение от князя Андронникова из Тифлисского отделения Музыкального общества преподавать в нем музыку. Однако в этой должности Василий прослужил всего 4 месяца, так как обещанного жалованья не получал, и вернулся во Владикавказ.

О дальнейшей его судьбе сведений мало. Имя В. И. Солнышкина упоминается среди лиц, принявших участие в 1895 г. в литературно-музыкальном вечере в пользу приюта "Ясли" петербургского общества "Детская помощь". В том же концерте выступал и Ф.И. Шаляпин. В 1897 г. Василий опять у себя дома, во Владикавказе. 23 августа в помещении Владикавказского общественного собрания он дал концерт с участием певицы М.Г. Кендзержинской. В концерте 5 сентября вместе с ним выступала Ю.С. Руднева.

28 сентября 1899 г. Василий Солнышкин скончался во Владикавказе в крайней бедности. Ему исполнилось всего 30 лет. Придворная капелла откликнулась и в этот раз, выслав матери 100 руб. на погребение сына.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика