Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Гордость училища

16 ноября исполняется 100 лет со дня основания Орджоникидзевского высшего общевойскового командного дважды Краснознаменного училища, выпускником которого был генерал ГРУ, Герой Советского Союза Василий Колесник.

Бывают встречи, которые оставляют в нашем сознании и сердце след на всю жизнь. Именно таким стало для меня знакомство с В.В. Колесником, человеком удивительной, драматичной и действительно счастливой судьбы. В октябре 2002 г. Василий Васильевич ушел из жизни, а 13 декабря текущего года ему исполнилось бы 83. Этот очерк – дань уважения к памяти об этом прекрасном человеке, чья жизнь может быть примером для всех, кто решил посвятить себя воинскому служению Отечеству.

В победном мае 1945 года Вася Колесник стал воспитанником Краснодарского суворовского училища, которое временно находилось в Майкопе, а в 1947 г. передислоцировалось в г. Орджоникидзе. Того, что довелось увидеть и пережить девятилетнему мальчишке до поступления в училище, хватило бы, даже по меркам военного времени, на нескольких его ровесников. Немецкая оккупация на Полтавщине, куда перед войной переехала семья Колесников, расстрел фашистами родителей-партизан на глазах их четверых детей, после чего Вася, а ему не было еще и шести лет, стал заикаться, смерть дедушки, которого немцы, отступая, заживо сожгли в доме, и, наконец, долгожданное освобождение. Каждый раз, когда я вижу на экране хронику о первых суворовцах 1943 года, малышей, уже повидавших войну, с орденами на груди, я не могу сдержать слез. Командиры и преподаватели нашего суворовского училища делали все, чтобы обогреть сердца мальчишек, чьи судьбы задела своим черным крылом война. "Как мне не любить Родину, советскую власть, которые нас, сирот и детей войны, одели, накормили и выучили? Я буду благодарен им всегда", – сказал мне в день нашего знакомства 11 сентября 2001 г. Василий Васильевич. Необычайно радушно принял меня, своего земляка, генерал – ведь все его детство и юность прошли в Осетии. Наша беседа в офисе Московского отделения фонда социальных гарантий военнослужащих длилась тогда более шести часов, но я запомнил почти все из рассказа бывшего (а бывают ли они бывшими?) суворовца и легенды спецназа ГРУ.

Перед окончанием учебы суворовец В. Колесник твердо решил продолжить образование в офицерском училище, но медкомиссия справедливо сочла, что командир не может заикаться, и предложила поступать в училище некомандного профиля. Но В. Колеснику удалось убедить членов комиссии в том, что он сможет избавиться от болезни. И сдержал свое слово: ему удалось победить недуг, что удавалось лишь единицам. Это был, наверное, его первый подвиг.

В 1956 году молодой лейтенант, выпускник Кавказского Краснознаменного суворовского офицерского училища (именно так оно именовалось в то время), прибыл в Дальневосточный военный округ и получил назначение на должность командира взвода в отдельную роту спецназа. Подразделения, а позднее части и соединения (бригады) специального назначения (СпН) Главного разведуправления Генштаба Вооруженных Сил СССР начали создавать в 1950 г. Задачи, которые ставились перед этими формированиями, диктовались временем, и были более чем сложными. В случае войны группы спецназа ГРУ должны были уничтожать пусковые установки оперативно-тактических ракет, штабы и командные пункты противника, склады боеприпасов, вооружения, военно-морские базы, электростанции, плотины, промышленные предприятия. При этом спецназ должен был действовать совместно с нелегальной агентурой ГРУ и заранее подготовленными запасниками, сведенными в партизанские отряды. Решать эти задачи могли лишь очень хорошо подготовленные бойцы. Молодой командир учился искусству разведчика и учил ему своих солдат. "Василий Васильевич, – спросил я, – а насколько реальным было выполнение столь сложных задач? Ведь даже проникновение в оперативный тыл противника при современных средствах обнаружения самолетов и вертолетов представляется невозможным, не говоря уже о том, как охраняются позиционные районы пусковых установок ядерных ракет или атомные электростанции". "Выполнение таких задач для хорошо обученных бойцов спецназа реально. На сотни километров отделение спецназа ночью за несколько часов можно доставить практически бесшумными, низколетящими сверхмалыми аппаратами с минимальным риском обнаружения. Проникновение на особо охраняемые объекты также возможно", – пояснил генерал и привел несколько примеров.

"Будучи командиром взвода, на одном из зимних занятий я трижды незамеченным прополз под снегом более ста метров точно под ноги своему солдату, который играл роль часового и никак не хотел поверить, что такое возможно. Летом на местности опытный разведчик маскируется так, что его не могут обнаружить стоящие в двух-трех метрах. На крупных окружных учениях Туркестанского округа, где я командовал бригадой спецназа, командующий генерал С.Е. Белоножко поставил передо мной задачу проникнуть в штаб округа. При этом в частях и соединениях "противника" знали, что такая попытка будет предпринята, и удвоили бдительность. Несмотря на это, пройдя на бронетранспортерах, а затем пешком более двухсот километров, одной из разведгрупп удалось незамеченной преодолеть все посты охранения и прорваться в штаб как раз в тот момент, когда командующий проводил совещание".

После Дальнего Востока В. Колесник служил в Северной группе войск (Польша), когда ею командовал генерал Г.И. Хетагуров. "Довелось мне встречаться с прославленным генералом и даже, по его предложению, соревноваться в стрельбе из личного оружия. Мне довелось выбить на несколько очков больше", – вспомнил мой собеседник. Спортивная подготовка, не только стрелковая, была у него на должном уровне. Комбат имел разряды по нескольким видам спорта, прыгал с парашютом, а к концу службы в войсках, будучи командиром бригады, имел на счету 350 прыжков.

В 1966 г. В.В.Колесник окончил факультет разведки Академии им. М.В. Фрунзе, вновь служил на Дальнем Востоке. В 1971 году стал начальником штаба 15-й бригады спецназа, дислоцировавшейся в г. Чирчике, а в 1975 г. был назначен командиром бригады. С 1977 г. полковник В.В. Колесник служил в центральном аппарате ГРУ старшим офицером отдела, ориентированного на Среднюю Азию и сопредельные государства.

В начале весны 1979 г. в Москву, где внимательно следили за событиями в Афганистане после апрельского переворота 1978 г., поступила информация о серьезных разногласиях между руководителем страны Н. Тараки и его ближайшим сподвижником, организатором массовых репрессий против политических противников X. Амином, рвущимся к власти. Это грозило дестабилизацией обстановки на нашей южной границе. Были у советского руководства и другие серьезные, как теперь стало ясно, основания для беспокойства относительно сохранения влияния в этом регионе.

В первых числах октября Тараки по приказу Амина был убит, а сам он стал главой государства и правящей партии. Усилившиеся репрессии, грубые попытки слома прежнего социального строя и ускоренного построения социализма вызвали у большинства населения неприятие. Влияние оппозиции усилилось.

1 декабря 1979 г. министр обороны маршал Д. Устинов объявил своим помощникам: "Возможно, будет ввод войск в Афганистан". Окончательное решение об этом было принято в Кремле 12 декабря.

16 декабря В. В. Колесник получил приказ вылететь в Кабул. Вместе с ним туда прибыли начальник Управления нелегальной разведки КГБ генерал Ю. Дроздов и офицер госбезопасности Э. Козлов, курировавшие спецподразделения комитета. После ознакомления с обстановкой они были вызваны главным военным советником Правительства Афганистана С. Магомедовым и советником от КГБ

Б. Ивановым. Они сообщили, что принято решение о свержении режима Амина, и ознакомили прибывших с планом боевых действий, согласно которому для взятия Генерального штаба, узла связи и других важных объектов выделялись четыре взвода из "мусульманского батальона" численностью 520 человек (он был сформирован В.В. Колесником в мае–июне по приказу начальника ГРУ генерала

Бывшие суворовцы, а с нами был и однокашник В.В. Колесника Мурат Дулаев, вспоминали детство и юность. Много добрых слов я услышал от Василия Васильевича об осетинах, о Владикавказе, где он жил и учился 9 лет, нашел и семейное счастье.

П. Ивашутина и переброшен в Афганистан, где "охранял" Амина вместе с преданными ему афганскими частями). При этом для штурма дворца "Тадж-Бек" – новой резиденции диктатора – оставались лишь рота и два взвода. Полковник Колесник, назначенный руководителем операции, усомнился в возможности взятия дворца этими силами: его обороняли 2,5 тыс. солдат и офицеров – рота личной охраны Амина внутри здания, бригада с танковым батальоном, зенитный полк и три закопанных в землю танка. Тогда генерал Магомедов поручил В.В. Колеснику и советнику афганской бригады охраны разработать свой план штурма, который был принят, после чего в телефонном разговоре с начальником Генштаба маршалом Н. Огарковым полковник попросил дополнительно роту десантников и взвод противотанковых реактивных снарядов на случай подхода к дворцу афганских танковых частей.

Детально отработанный на карте план советники утвердили лишь устно. Тогда В.В. Колесник написал на карте: "План устно утвержден... Магомедовым... Ивановым. От подписи отказались", взяв тем самым всю ответственность на себя.

Штурм, общее руководство которым осуществлял полковник Колесник, начался 27 декабря в 19.30. После того, как отчаянное сопротивление частей, охранявших дворец, было сломлено, внутрь здания, где бой принял еще более ожесточенный характер, ворвались группы КГБ "Гром", "Зенит" и две группы спецназа ГРУ. Через 43 минуты все было кончено. Амин и почти вся его личная охрана были убиты. Спустя сутки прекратили сопротивление последние подразделения бригады охраны, около 1700 человек из ее состава были пленены. Потери афганской стороны – около 400 человек, с нашей – девять. В тот же день в Афганистан были введены советские войска.

В первых числах января 1980 г. полковник В.В. Колесник прибыл в Москву и доложил генералу П.И. Ивашутину об операции, а на второй день был принят министром обороны. Устинов обнял полковника, затем внимательно выслушал его доклад, задал несколько вопросов, в основном касавшихся применения новых образцов вооружения. Потом маршал попросил рассказать о себе и поинтересовался, почему полковник не поступает в академию Генштаба, тем более что возраст предельный – 44 года. И сказал: "Передай Ивашутину, что я разрешаю тебе поступить вне конкурса". После чего проводил его до дверей. "Ну, полковник, еще никого из нас министр до дверей не провожал", – с удивлением заметил ожидавший приема маршал Соколов.

28 апреля 1980 г. закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР полковнику В.В. Колеснику и трем офицерам КГБ за образцовое выполнение специального задания Правительства СССР и проявленный при этом героизм было присвоено звание Героя Советского Союза.

Описание штурма дворца Амина включено во все книги (и, наверное, учебники спецслужб мира) о самых блестящих операциях войск специального назначения.

В июле 1982 г., после окончания академии Генштаба, полковник В.В. Колесник был назначен на должность начальника направления специальной разведки ГРУ ("главного спецназовца" ВС), которую занимал до ухода в запас десять лет.

Когда во Владикавказе вновь открылось суворовское училище, я отважился позвонить незнакомому генералу, зная уже всю его биографию, и вычислив в течение нескольких часов московский телефон генерала, сообщил ему радостную весть. Так состоялось наше знакомство, которое, как было сказано выше, продолжилось в Москве. А повод приехать в родное училище представился, когда 26 октября 2002 года отмечалось 100-летие Владикавказского кадетского корпуса.

Подойдя к знаменной группе у памятника И.А. Плиеву, где начались торжества, Василий Васильевич не без волнения развернул знамя училища и прочел знакомые с детства слова "Краснодарское суворовское военное училище". Самым почетным гостем праздника был генерал – единственный из 1862 выпускников училища Герой Советского Союза. После того как праздник переместился в училище, Василий Васильевич выступил на конференции с рассказом об учебе и жизни в те годы, когда он носил красные погоны. Бывшие суворовцы, а с нами был и однокашник В.В. Колесника Мурат Дулаев, вспоминали детство и юность. Много добрых слов я услышал от Василия Васильевича об осетинах, о Владикавказе, где он жил и учился 9 лет, нашел и семейное счастье. За день до отъезда Василий Васильевич пригласил меня к себе в гостиницу: "Петя, ты очень хорошо принял меня, я хочу, чтобы и ты был гостем моего дома в Москве". И это случилось спустя несколько лет, когда в доме на Фрунзенской набережной собралась вся дружная семья генерала. Только не было с нами хозяина дома… Могли ли мы, провожавшие генерала, подумать о том, что это наша последняя встреча...

На следующий день, 30 октября, поздно вечером начальник Суворовского училища полковник Ю. Манагаров сообщил мне, что Василий Васильевич скоропостижно скончался. Причиной смерти, как потом рассказал его сотрудник, стал инфаркт.

Проводить в последний путь легендарного генерала пришли тысячи людей, многие из них не знали его лично. Один из каналов ЦТ показал церемонию прощания в своих новостях. Похоронили Василия Васильевича в Москве на Донском кладбище рядом с сыном Мишей, капитаном спецназа, погибшим в Чечне.

В Северо-Кавказском суворовском училище свято чтут память о своем прославленном выпускнике. Его имя навечно зачислено в список одной из рот, а на марширующих по плацу будущих защитников Родины с улыбкой и надеждой смотрит легендарный генерал. В музее училища в одной из витрин – его генеральский мундир с Золотой Звездой с подаренным мной недостающим на нем знаком академии Генштаба. В краеведческом музее г. Славянска-на-Кубани, где он родился, есть посвященная Колеснику экспозиция. Всю свою сознательную жизнь В.В. Колесник отдал служению Отечеству, прошел путь от суворовца до руководителя войск специального назначения, генерала, Героя Советского Союза. Патриот Родины, он до конца своих дней был верен данной ей присяге...

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика