Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Потребителям указали на уголок

В Северной Осетии отмечается рост обращений граждан в сфере финансовых услуг. К такому выводу пришло Управление Роспотребнадзора по результатам проведенного совместно с молодежным парламентом мониторинга розничных точек продаж бытовой техники. Речь идет о нарушениях при получении кредита для приобретения товаров. Потребители все чаще жалуются на навязывание дополнительных услуг при оформлении. Более того, заемщиков предупреждают, что в случае отказа от страховки банк не дает кредит, что тоже незаконно, отмечают в Роспотребнадзоре республики.

В ходе проверки выявлены повсеместные нарушения: отсутствие достоверной и доступной информации для потребителей, возможности ознакомиться с договором в домашних условиях, а также отказаться от дополнительной услуги в виде страховки.

"Для потребителя – потенциального заемщика создаются условия, при которых он абсолютно дезориентирован при заключении кредитного договора. В то время как законами определено, что потребитель должен иметь полное представление о том, что будет условием договора. Он должен иметь возможность оценить свои возможности по дальнейшей оплате, чтобы исключить риски невыполнения договора", – разъясняет начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора республики Диана Таказова.

На вопрос проверяющих, можно ли будет передумать и отказаться от услуги страхования, от консультантов проверенных банков категорично звучал ответ "нет". В результате этих нарушений, говорит Диана Таказова, человек вынужден потратить лишние деньги и взять кредит на большую сумму.

"По сути, договор страховки – вещь полезная. Но человек вправе решать сам, нужна ему страховка или нет. Благодаря указанию Центробанка у него есть право отказаться от нее в течение 14 дней", – подчеркивает она.

По мнению специалистов, такие спорные моменты возникают не случайно: конечное звено цепочки, то есть продавец заточен на то, чтобы поставить потребителя в неравные условия в этих соглашениях.

Привлечь к проблеме внимание руководителей микрофинансовых организаций – цель круглого стола, инициированного Роспотребнадзором. В рамках диалога бизнеса, власти и потребителей, посвященного защите прав потребителей финансовых услуг, прозвучало и мнение представителей бизнеса – микрофинансовых организаций.

Как отметили большинство их представителей, эти замечания имеют место, но, скорее, по причине финансовой неграмотности населения.

"Не совсем верно, что клиенты не получают информацию. Во всех банках размещена папка клиента, то есть уголок потребителя, где содержится вся необходимая информация – от лицензии до условий страхования и кредитования. Но вопрос в том, что они никому не интересны. Их никто не читает, поэтому мы и сталкиваемся с проблемой", – отметил управляющий филиалом "Почта Банк" Илья Горский.

Однако жалобы на оказание финансовых услуг за последние два года стали поступать чаще, говорят в управлении, только за сентябрь–октябрь таких обращений поступило три на разные банки. А за девять месяцев текущего года – семь, в трех случаях приняты решения, оказана помощь заявителям.

"В одном случае банк пошел на мировое соглашение и вернул потребителю страховую премию в размере 92 тысяч рублей, в другом – 9 тысяч 800 рублей. В остальных случаях даны разъяснения", – говорит представитель Роспотребнадзора.

Однако, как отмечают потребители, банки находят все новые формы, как уйти от указаний Центробанка. Например, один из банков не смог идентифицировать подпись, а также объяснить вопрос меняющейся в зависимости от страховки базовой процентной ставки и скидках. Ответы на эти вопросы пока не найдены.

"Срок рассмотрения возврата страховой премии – 10 дней. Очень часто проблемой на наше обращение становится позиция банка – невозможно идентифицировать подпись, хотя человек лично присутствовал при оформлении договора. Каким еще способом это надо доказать? Я здесь вижу только нежелание банка идти навстречу", – говорит потребитель Василий Полин.

Поскольку данные обращения имеют неоднократный характер, а страховые организации находят все новые пути оставить деньги при себе, в Роспотребнадзоре отмечают, что пришло время не ограничиваться только актами, а переходить к составлению протоколов.

"Одно дело, когда недобросовестный сотрудник не довел информацию до потребителя, а другое – когда это системно заложено в практику компании. Вот эту грань надо понимать. Есть два ключевых момента, которые необходимо соблюдать и банкам при заключении договоров о кредитовании, и страховым компаниям: это возможность потребителю выбирать – его должны проинформировать о процентной ставке со страховкой и без нее.

Помимо этого страховые компании должны обязательно проинформировать граждан о так называемом 14-дневном периоде охлаждения, когда они могут отказаться от договора страхования. Кроме того, хочу подчеркнуть, что поводом для проверок стали жалобы потребителей, которые к нам поступают", – резюмировала управляющая Отделением НБ предприятий РСО–А Южного главного управления Банка России Ирина Дзиова.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика