Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Ластик для памяти

В один из декабрьских дней 1914 года в Областном центре Терской области г. Владикавказа быстро разлетелась весть: в кафедральном Михаило-Архангельском соборе проходит молебен в честь прибывшего на Терек царя Николая II. После молебна император преклонил колени перед святыней всего Юга России – чудотворной иконой Иверской Божией Матери, доставленной с большими почестями к его приезду из города Моздока.

Одна из самых древних икон православной церкви была обрамлена богатой, украшенной драгоценными камнями рамой. Цвет золота на ней за многие века (икона хранилась почти шесть веков в горной церквушке Куртатинского ущелья) потемнел. Но сама икона сияла чистыми красками, хотя ее не касался ни один живописец, помимо иконописца царицы Тамары, подарившей Иверский образ осетинам и активно распространявшей православие на Северном Кавказе. Помолившись, император вышел из собора, окруженный придворными. На площади стояли войска, казаки на конях и конвойная сотня. А за ними – народ… который спустя всего четыре года свергнет империю и придет с кирками и лопатами разорять одно из выдающихся архитектурных сооружений Северного Кавказа.

…Строить новый кафедральный собор стали в честь окончания кровопролитной Кавказской войны, выбрав место на высокой террасе недалеко от Терека, откуда открывался прекрасный вид на цепь Кавказских гор. Подобные сооружения требовали больших денег. Поэтому строительство завершил епископ Моздокский и Владикавказский Петр, добившийся ассигнований из Петербурга и привлекший к художественным росписям и иконостасу знаменитого В.М. Васнецова. Отец Петр принадлежал к редкой в то время когорте религиозных деятелей, отличавшихся хорошими организаторскими способностями, и у жителей Терской области о нем остались добрые воспоминания. Далеко не случайно лучшие представители осетинской интеллигенции высоко оценили позицию епископа, который выступил в защиту Ольгинской женской школы, и во время проводов из Владикавказа преподнесли ему в знак благодарности Адрес. Экзарх Грузии вместе с начальником Терской области С. Кахановым добились перевода независимого священнослужителя в другую епархию, а Коста Хетагурова выслали в Кубанскую область "за подстрекательство живущих во Владикавказе осетин к подаче неправильных прошений и незаконных Адресов".

Приходится лишь сожалеть об отсутствии художественного дарования и невозможности написать картину: на фоне кафедрального собора 16 молодых интеллигентов во главе с Коста Хетагуровым вручают епископу Благодарственный адрес! А ведь отсюда и начались у поэта все неприятности: и конфликт с хозяином Терской области, и высылка с родины, и сложности в жизни – 1891-й оказался знаковым годом…

Но ни сравнения с Исаакиевским собором, ни фрески Васнецова, ни уникальные колокола, звук которых разливался по всей Владикавказской равнине, не спасли храм от ретивых борцов с "религиозным дурманом", излишне ревностно выполнявших идеологические революционные приказы. В начале 30-х гг. величественное здание разобрали на нужды строительства, затеянного советской властью, оставив лишь два кирпичных корпуса, приспособив их под жилье, в каком статусе они нынче и пребывают. А на месте кафедрального храма воздвигли многоквартирный дом для нового советского начальства.

Строить новый кафедральный собор стали в честь окончания кровопролитной Кавказской войны, выбрав место на высокой террасе на берегу Терека, откуда открывался прекрасный вид на цепь Кавказских гор. Подобные сооружения требовали больших денег. Поэтому строительство завершил епископ Моздокский и Владикавказский Петр, добившийся ассигнований из Петербурга и привлекший к художественным росписям и иконостасу знаменитого В.М. Васнецова.

Подобное отсутствие уважения к прошлому во Владикавказе, уже в то время ставшем г. Орджоникидзе, вспоминается мне каждый раз, когда я прохожу по улице Церетели, и песня "Сулико", которую приписывают этому грузинскому поэту, звучит для меня в минорных звуках, перенося в далекий Стамбул, в котором турецкий султан Мехмед II, окончательно победивший Византийскую монархию, приказал не разорять самый большой христианский храм в мире, знаменитую Айя-Софию – Святую Софию, а превратить ее в мечеть. Турецкие султаны продолжали украшать бывший Константинополь прекрасными мечетями, и все-таки в XVI веке, когда опять подняли вопрос о перестройке бывшей византийской святыни, зодчий Мимар Синан спас Святую Софию, десять веков служившую главным кафедральным храмом Восточной Римской империи, убедив султана Селима II, не трогая собор, перестроить комплекс и добавить к нему четыре высоких минарета! Прошло время, и Стамбул превратился в город, который посещают миллионы туристов, и каждый из них мечтает увидеть бывшую Айя-Софию, ставшую уже государственным музеем, в котором реставрируют христианские фрески…

Интересно, скольких туристов во Владикавказ привлекли бы фрески Васнецова и своды самого большого христианского храма на Северном Кавказе? Но это в том случае, если бы во главе города в 30 – 40-х гг. ХХ в. стояли пусть не столько умные, не столько образованные, но уважающие прошлое люди. Конечно, и во Владикавказе – Орджоникидзе были защитники религиозных памятников, украшавших город, как, к примеру, в Тбилиси, Суздале. Армянская община сумела сохранить свою церковь в центре города. Утверждают (прочи­тал в книге З.В. Кануковой, – прим. авт.), что командир красного мусульманского полка пригрозил пулеметами, если кто-то посмеет тронуть Суннитскую мечеть. Уникальное религиозное здание, конечно, пытались унизить, создав в нем пролетарский клуб, потом туда принесли чучела диких животных из отдела природы Республиканского музея краеведения, но тронуть все же побоялись. И в 60-е гг. ХХ века новые реалии в стране заставили привлечь к реставрации мечети бригаду специалистов из Ленинграда, впоследствии за ряд объектов, в том числе в Северной Осетии, им вручили Государственную премию СССР. А засверкавшая красками и сусальным золотом орджоникидзевская Суннитская мечеть стала международным символом на карте советского "Интуриста".

… Если вам не нравятся слова социолога культуры профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Фарида Манюшева о том, что "древние греки и римляне никогда не уничтожали памятники, берегли историю "своих" людей, ибо сознавали, что без нее нет народа, а есть лишь население, поэтому их история осталась в веках"... или вам не по сердцу памятник советской эпохи – пройдите мимо, в крайнем случае, напишите в газету, поспорьте. Но зачем заявлять, что надо "убрать памятники Ленину и отменить всю эту ленинскую фигню", как с экрана центрального телеканала ОТР это сделал академик РАН Ю.С. Пивоваров! Ведь СССР, созданный В.И. Лениным, просуществовал на политической карте мира 74 года, эта страна построила мощную промышленность, победила фашизм, попыталась внедрить социальную справедливость... И, несмотря на непривлекательные, страшные страницы своей тоталитарной истории, оставила постсоветской России ядерное оружие, несметные разведанные месторождения нефти и газа...

И все же многое разорили. Поэтому ни мудрое политическое учение, ни самая передовая идеология не должны самоутверждаться путем разрушения предыдущих историко-культурных объектов. И положительные примеры этому в мировой истории существуют: древнегреческие и римские памятники, пирамиды в Египте... Имеются подобные примеры и в нашей стране.

Только вот не понять: почему при очередном ремонте Владикавказского железнодорожного вокзала с его стены сняли мемориальную доску, посвященную пребыванию в Северной Осетии Максима Горького, и стихийному митингу, во время которого всемирно известный писатель пошутил: "Писать я немного научился, а вот говорить не могу"? Видно, прав был великий поэт, сказав: "Уважение к прошлому есть признак истинной просвещенности!"

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика