Начиная с 70-х годов прошлого столетия, согласно многочисленным исследованиям и статистическим сводкам ВОЗ во всем мире наблюдается угрожающий рост числа больных, страдающих различными острыми и хроническими неспецифическими болезнями органов дыхания. И у нас в республике, к сожалению, показатели в этой области далеко не самые обнадеживающие.
Основными факторами, способствующими росту этих болезней, являются общий неблагоприятный экологический фон, запыленность, загрязненность промышленными отходами, всеобщая химизация в производстве продуктов, бесконтрольная лекарственная агрессия. Ну и, конечно же, свою отрицательную роль играют генетически обусловленный фактор, курение табака, снижение иммунитета.
Безусловно, этот контингент больных получает лечение в городских профильных клиниках. Но учитывая, что доминирующим фактором риска возникновения и развития этих болезней является неблагоприятная экологическая ситуация, которая особенно остро в последнее время проявляется в равнинной части республики, логично, что в горах есть возможность эффективнее и успешнее бороться с этой патологией. Об этом и многом другом корреспонденту "СО" рассказал главный врач Фиагдонской пульмонологической больницы, заслуженный врач России, отличник здравоохранения СССР Батырбек Хаматов.
– Целебные свойства горного климата люди заметили давно. Еще в античные времена храмы здоровья Асклепия строились не на морском побережье, а в живописных горах. Да и Гиппократ пациентам с больными легкими совсем не случайно рекомендовал ездить в горы…
История нашей больницы началась в 70-х годах прошлого века, когда под руководством известного ученого, академика А. Д. Адо в поисках оптимальных условий для лечения бронхиальной астмы начались исследования в горных районах СССР. В 1978 году об их результатах было доложено в Москве на симпозиуме, на котором присутствовал и я как участник экспедиций. Наиболее благоприятными для лечения астмы были признаны районы Киргизии, Таджикистана и Северного Кавказа. В нашей республике лучшими исцеляющими зонами оказались Унал, который мы потеряли из-за выведенных туда очистных сооружений Мизурской ГОФ, Фиагдонская и Даргавская долины.
Расскажу об особенностях поселка, где находится наша больница. Фиагдон географически расположен в так называемой полосе "дождевой тени", которая характеризуется невысоким уровнем осадков и наличием большого количества солнечных дней. Долина со всех сторон окружена плотным кольцом высоких гор, которые надежно защищают ее от воздействия холодных ветров и влагоносных туманов. В то же время здесь хорошо выражены местные циркуляции воздуха: долинные и горные ветра способствуют созданию комфортной температуры и значительно понижают влажность. Здесь теплая зима и нежаркое лето. В основном этими положительными факторами и объясняется отсутствие в микрорайоне больных бронхиальной астмой, хроническими бронхитами и пневмонией. Для сведения, ни один из жителей Фиагдонской долины не страдает перечисленными заболеваниями. Здесь отсутствие запыленности и высокое содержания озона в воздухе, низкие атмосферное давление и влажность воздуха вызывают такие приспособительные физиологические ответы организма, как усиление кроветворения, мобилизацию иммунологических процессов. Поэтому, учитывая благоприятные климатические условия, а также близость к столице республики, наличие хороших дорог и налаженной инфраструктуры, в 1972 году по инициативе тогдашнего министра здравоохранения СОАССР Эльбруса Кучиева начали вплотную заниматься Фиагдоном. Спустя год в поселке открыли детский санаторий на 100 коек. Потом я перешел в участковую больницу, переоборудованную из старой конторы рудника, которая впоследствии стала районной, затем межрайонной. В 1988 году, уже в бытность другого министра здравоохранения – Германа Течиева, было отстроено новое здание на 120 коек, больница стала республиканским пульмонологическим центром. И вот уже около 50 лет мы занимаемся проблемами заболеваний органов дыхания.
– Все эти годы ваш стационар особо востребован не только у жителей нашей республики, но и других регионов.
– Больница была востребована у населения во все времена. После ликвидации рудника именно она стала тем учреждением, благодаря которому в Куртатинском ущелье сохраняется стабильность социальной сферы. Здесь ежегодно получают квалифицированную помощь около 3 тысяч жителей не только нашей республики, но и соседних.
Фиагдонская больница является истинным очагом интернационализма и народной дипломатии. Сюда приезжают сотни жителей Дагестана, Чеченской Республики, с ними у нас вообще особые связи: меня не раз приглашали разрешить конфликты и спорные моменты. Они доверяют нам и с большим уважением относятся ко мне и всему персоналу больницы. Учитывая нынешнюю политическую ситуацию, считаю, что такие отношения очень важны.
(Прим. авт. – В знак благодарности в честь Б. А. Хаматова названа улица в Урус-Мартане).
Бывает, обращаются за помощью и иностранцы. Так, недавно к нам приехали земляки, которые живут в Испании, привезли ребенка 2,5 года со сложным диагнозом, которому мы постарались помочь. Из Израиля, Москвы, Санкт-Петербурга, других российских городов бывают пациенты…
– Выходит, само географическое расположение больницы, климатические условия помогают исцелять многие болезни дыхательной системы?
– Основываясь на многолетних исследованиях, могу сказать, что именно в условиях горного климата по сравнению с равнинной частью значительно быстрее удается добиться излечения или стойкой ремиссии, а, значит, и улучшения качества жизни. Люди это ощущают на себе. Не случайно ведь многие жители Владикавказа во время пожара на "Электроцинке", забрав своих детей, срочно стали выезжать именно в Фиагдон!
– Реальность нынешних стандартов в медицине такова, что если раньше на лечение больного пневмонией отводилось от 20 до 25 дней, с последующей реабилитацией, то сейчас, в лучшем случае, 10–14 дней.
– Да, к сожалению, это так называемый законченный случай. Но даже за этот короткий период пациенту в горах становится значительно лучше. Снимается острая форма заболевания, сглаживается клиника, и мы его вынуждены выписывать, хотя он не совсем долечен. Вскоре ему становится опять плохо, но теперь он идет в другую больницу, и получается хождение по кругу. Так и скитаются они из одного стационара в другой. В психиатрии есть термин по имени библейского персонажа, обреченного Иисусом на вечное скитание, – так называемый синдром Агасфера, который, судя по всему, перешел и в соматику…
Здесь ежегодно получают квалифицированную помощь около 3 тысяч жителей не только нашей республики, но и соседних. Фиагдонская больница является истинным очагом интернационализма и народной дипломатии.
– Тем не менее у коллектива фиагдонской больницы хорошие результаты в лечении. Вы давно зарекомендовали себя далеко не как "провинциальная наивность"…
– Без ложной скромности скажу, что результаты нашего лечения превосходят результаты аналогичного лечения во многих клиниках России. Долгие годы мы успешно сотрудничаем с Ленинградским институтом пульмонологии, ныне – НИИ, и наряду с ними являемся основателями пульмонологической службы на юге России. В настоящее время ведущий институт страны – Институт пульмонологии в Москве, с которым у нас также хорошие контакты.
Многие годы мы являемся членами Российского и Европейского обществ пульмонологов и обязаны участвовать в конгрессах. Но в силу финансовых трудностей в последние годы за рубеж выезжать удается редко. Хотя до недавних пор регулярно участвовали в международных форумах – я побывал в Израиле, Франции, Испании, Англии и других странах.
Словом, для лечения у нас отличный климат. Хорошие врачи, среди которых три заслуженных врача РСО–А – Хазбечир Бугулов, Римма Скодтаева-Абаева и Зарема Хаматова, остальные – высшей врачебной квалификации, каждый из которых имеет огромное количество благодарностей своих пациентов. Есть более-менее приличное, хотя и недостаточное для современного уровня диагностическое оборудование. Но на фоне всего этого есть и большие трудности для современной медицины.
– Расскажите о них.
– Осознаю, что сегодня финансовые трудности испытывают все лечебные учреждения, но не сказать о наших затруднениях было бы с моей стороны лицемерием. Прежде всего, в больнице со дня ее основания не проводился ни капитальный, ни текущий ремонт. Коллектив своими силами, по возможности поддерживает ее в более или менее приличном состоянии.
В связи с общим неудовлетворительным положением в системе здравоохранения недостаточное финансирование больницы (в 2017 году оно сократилось на 45–50%, а в 2018 – более чем на 40%) привело к тому, что в настоящее время мы не имеем возможности приобретать необходимые медикаменты, продукты питания, оплачивать коммунальные услуги. В течение 2 лет у больницы накопились долги…
Я никогда не жалуюсь, считаю, что это не по-мужски. Но хотелось бы, чтобы к пульмонологии в нашей республике относились повнимательнее. У нас есть бесценный опыт работы в данном направлении, уже 50 лет работаем в области оротерапии – лечении в горах. И этот бесценный опыт и востребованность говорят о том, что больницу надо не только сохранить, но и развивать и оснащать! Она единственная, кто участвует в международной и республиканской программах "Освоение, заселение и использование горных территорий" с 1992 года. О создании благоприятных условий в горных районах не раз говорил и глава республики В. Битаров.
– Насколько я знаю, лет 15 назад было принято решение построить в Фиагдоне новый пульмонологический центр. Почему проект не довели до конца?
– Да, было Постановление Правительства РФ о строительстве нового современного объекта в ЮФО. В 2002 году нам подготовили проектно-сметную документацию на 150 коек, представили проект, но что-то не сложилось. Тогда его до конца не удалось осуществить. А в настоящее время на это нет финансовых средств.
– Но ведь существует масса всевозможных федеральных и республиканских целевых программ. Почему вы в них не участвуете?
– За последние несколько лет в системе здравоохранения республики сделано очень многое: отстроили инфекционный корпус при ДРКБ, который ждал своей очереди десятилетия. Я не помню, чтобы раньше одновременно несколько районных больниц получили возможность капитального ремонта. Наконец, завершается строительство противотуберкулезного диспансера, о чем мечтал не только руководитель Батарбек Малиев, но и сотни его коллег и тысячи пациентов. Вернуть бы ко всем этим масштабным учреждениям здравоохранения еще и утраченное искусство врачевания! Но это тема отдельного разговора…
Однако раз в Осетии дождались своей очереди такие долгожданные и значимые объекты, то и мы не теряем надежду на то, что руководство республики, министерство здравоохранения и АМС района усилят внимание и к нашим проблемам, помогут в их решении.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30