Казалось бы, что сложного в езде на велосипеде? Вроде бы ничего. Сел в седло, крутишь педали – и едешь, куда вздумается. Возможно, так бы оно и было, но в городской среде человек с велосипедом оказывается существом бесправным и зажатым между автомобилистами, проносящимися мимо с огромной скоростью, и пешеходами, шествующими по тротуарам по собственным пешеходным делам. А потому велосипедная прогулка или поездка на работу превращаются для обладателя двухколесного "железного коня" в испытание на ловкость, реакцию и сообразительность.
Хотя для начала этим двухколесным "конем" надо еще обзавестись. Цены на городские взрослые велосипеды с нескладной рамой и минимальным набором скоростей начинаются от 10000–15000 рублей. Комплект крыльев, подножка и удобное сиденье добавят к этой цене еще несколько тысяч. Цена на складные модели начинается от 8000 и может доходить до 40–50 тысяч. Детские велосипеды стоят чуть дешевле. Так, например, в некоторых владикавказских магазинах подростковый для мальчика можно купить за 7–8 тысяч рублей. О том, велик ли спрос на велосипеды в этом году, "СО" спросила директора магазина "Аист" Таймураза Кокаева:
– В 2018 году мы продали около 500 велосипедов. Это на 10% меньше, чем в прошлом году, и на 70% меньше по сравнению с 2014м. Основной причиной падения спроса является, конечно, кризис. У людей стало намного меньше денег. Цены выросли почти в два раза, а зарплаты не прибавились. Из тех велосипедов, которые наш магазин продал в этом сезоне, основная часть – детские. Взрослые модели почти не покупают, так как в городе негде кататься. На набережной, где сплошные выбоины? Там нет ни одной велодорожки. Хотя, если бы была развитая сеть дорожек, то, я думаю, очень многие пересели бы на велосипеды. Особенно учитывая рост цен на бензин.
И действительно, хороший велосипед кажется достойной и, главное – экономной альтернативой даже личному автомобилю, не то что общественному транспорту. Однако можно ли безболезненно добраться на велосипеде на работу? Живя почти в центре города, мне не составляет труда дойти до редакции пешком: всего четыре остановки трамвая, около двух километров. Казалось бы, что сложного в том, чтобы проехать это расстояние на велосипеде?! Но первое столкновение с реальностью городского трафика ждало на повороте с ул. С. Мамсурова на пр. Коста, где обочина была заставлена припаркованными автомобилями, чьи владельцы, по всей видимости, привезли детей в поликлинику № 2. Впрочем, на этом участке пути довольно широкая внутренняя дорожка, и преодолеть ее не составило труда. Главное, внимательно смотреть по сторонам и не оказаться под колесами у выезжающих с парковки водителей. Более серьезное испытание оказалось у СОШ № 21, где хронически не работает светофор, а пешеходный переход, по которому можно было бы легко переехать по ул. Гадиева, перенесли от магазина "Ласточка" левее, ближе к центральному входу в школу. Схема дорожного движения на этом перекрестке, и без того запутанная, запуталась окончательно, так как на новом переходе светофор не предусмотрен, и пешеходы, и велосипедисты пересекают перекресток, опираясь на данные светофоров для автомобилистов.
Дальше велосипедистам открывается простор, точнее, видимость простора, так как ехать по тротуару не получается: почти у каждого дома на пр. Коста он перерезан бордюрами, обозначающими подъезды к воротам. Так что двигаться приходится все по той же внутренней дороге, параллельной проспекту Коста. Формально это проезжая часть, но машин на этом участке мало: ехать по выбоинам не хочется никому. Велосипедистам приходится лавировать между ямами, периодически натыкаясь на "лежачих полицейских" или канализационные люки. Кстати, открытые люки с воткнутыми в них покрышками сопровождают и более комфортный маршрут – по набережной от Чугунного до Красногвардейского моста. Шикарное асфальтовое покрытие не может компенсировать более 10 открытых люков и огромную, вечную, почти миргородскую лужу на выезде к памятнику И. Плиева и ресторану "Веранда".
Конечно, можно сказать, что все эти трудности – лишь ошалелая реакция новичка, однако "СО" поговорила и с более опытными велосипедистами.
Владислав Казанский уже много лет осваивает пригородные пространства на велосипеде:
– Велодорожек в городе не было и нет. Кроме того, возникает много вопросов с парковками велотранспорта. Я бы с удовольствием ездил на работу на велосипеде, однако оставлять его на время рабочего дня негде. А так, каждое утро кручу педали несколько часов. Из городских мест катания могу отметить только набережную, да и там местами совсем разбитый асфальт. Конечно, очень хорошо было бы увидеть в городе сеть велодорожек, но не думаю, что это приведет к массовому отказу от автотранспорта. Возможно, люди, которые хотят придерживаться здорового образа жизни, и пересядут из автомобилей на велосипеды, но не думаю, что таковых будет очень много.
Между тем горожанам еще памятны показательные велосипедные заезды предыдущего градоначальника и клятвенные обещания построить во Владикавказе сеть велосипедных дорожек. О том, что же стало с этой идеей, "СО" поговорила с начальником Управления благоустройства и озеленения АМС г. Владикавказа Сосланом Бицоевым:
– Велодорожки – это больной вопрос в городе. Их нет. К нам поступает много обращений от граждан о необходимости их создания, в том числе и на набережной, где очень много велосипедистов, и порой случаются конфликтные ситуации между ними и пожилыми или родителями с маленькими детьми. В прошлом году я выдвигал предложение, что необходимо хотя бы поэтапное развитие велосипедной сети. Но в программу это предложение не было включено, что связано в первую очередь с бюджетом: создание даже одной велосипедной дорожки – совсем не дешевое дело. Требуются асфальтирование и установка специального покрытия. Но дорожки нужны, очень многие горожане ратуют за их создание.
Ратуют не только простые любители велопрогулок, но и профессиональные спортсмены. Еще несколько лет назад на трассе в районе бывшего здания мотеля каждое утро можно было видеть многоцветную толпу велосипедистов перед которой медленно следовала машина сопровождения. Спортсмены в полной экипировке отрабатывали навыки шоссейной езды. В последние годы они пропали из поля зрения. "СО" решила узнать, есть ли во Владикавказе секции велосипедного спорта, и где тренируются спортсмены-велосипедисты. Об этом мы поговорили с тренером Александром Рудневым:
– Секция велосипедного спорта существует при ДЮСШ № 5 уже много лет. В основном у нас занимаются школьники. Начинают тренироваться лет в 10, это достаточно поздно для спорта, но необходимое условие, так как дети должны доставать до педалей велосипеда и знать Правила дорожного движения. И занимаются у нас в основном до 9-го класса. Раньше мы передавали учеников, были успехи, и наши ребята выступали в серьезных командах. Сейчас идет смена поколений, если так можно выразиться. К сожалению, это достаточно дорогой вид спорта и сама техника стоит денег, и содержать ее нужно, также должно присутствовать сопровождение, ведь детей нельзя выпустить на дорогу без него.
Но основной нашей проблемой является трафик. Очень выросло количество автомобилей. Если раньше было больше взрослых спортсменов, и мы тренировались на автомобильных трассах, то сейчас больше детей, и нам приходится искать места для тренировок и обучения. Мы ездим и на Сапицкую, хотя там больше навыки горного велосипеда отрабатываются, и в "Нартон". А когда ребята получают нужные навыки, тогда уже выезжаем на трассы. В последнее время стали больше ездить в Кобан: трасса на Ларс очень загружена транспортом, а в Кобане все-таки не такой сильный трафик.
Что касается городской велосипедной инфраструктуры, то я думаю, что интерес к спортивному велосипеду все-таки зависит от наличия хороших дорожек в городе. Ты же в любом случае начинаешь кататься для себя, просто из интереса. А когда в этом появляется какая-то регулярность, то начинаешь думать: а не попробовать ли себя в спорте? Когда родители видят, что у ребенка хорошо получается, что он тянется к этому виду спорта, они начинают искать секции. Сейчас, кстати, это вообще очень большая проблема. Если раньше было большой редкостью, что ребенок не умеет кататься на велосипеде, то сейчас это сплошь и рядом. Многие родители говорят: "А где мне его обучать?" Дворы заставлены, дороги забиты машинами, площадок или дорожек нет. Вот и получается, что даже начать обучать ребенка азам езды негде.
Очень странно, что этот потенциал в Осетии совершенно не развивается. У нас южный регион. Если правильно составить маршрутизацию велодорожек, то путь из одного конца города в другой будет составлять максимум полчаса при скорости обычного велосипеда 10–15 км/ч. И эту сеть можно использовать практически 9 месяцев в году. Посмотрите, как в Москве развивается велосипедная сеть, а это северный город! Во многих странах велосипед занял свое прочное место и с точки зрения оздоровления населения, и с точки зрения перемещения по городу. Хотелось бы, чтобы и мы тянулись в этом вопросе к европейскому опыту.
Действительно, по сравнению с Москвой, где идет активная пропаганда отказа от автомобилей в пользу общественного транспорта и велосипеда и где только за последние годы построено более 200 км велосипедных дорожек, Владикавказ, имея изначально лучшие позиции, сильно отстает. А потому горожанам приходится мириться с выбоинами и ямами, отсутствием освещения на набережной в вечернее время и ждать. Может быть, градоначальники все же не только обратят свое внимание на проблемы автомобилей, от которых задыхается центр города, но и кинут свой начальственный взор на людей с велосипедами…
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30
ZIMOI NA SHIPOVANNIX POKRISHKAX MOJNO EXAT'.=D>_<=[:-*-0-:-$> <=]=P=(Y.Y^_-^^-_-$_$=_=^^;*_*-.-:-3:O):|:O(8-)B-):S>.<:];D:'(
При реконструкции Центрального парка надо построить велотрек. Ведь парк начинался с велотрека!!!