Середина – конец августа для крестьянина на Руси исстари была очень важным отрезком сельскохозяйственного года. Порой горячей, хлопотливой, но радостной. На полях завершалась уборка урожая и начинался сев озимых. Поспевали в огородах овощи, в лесу – ягоды и орехи, в садах – яблоки, в селах и деревнях отмечали вскладчину дожинки – веселый праздник последнего снопа, варили пиво и вынимали из ульев свежий мед. А православной церковью в эти дни, когда "лето поворачивает на осень", отмечаются три Спаса: Медовый (14 августа по новому стилю), Яблочный (19-го) и Ореховый, или Хлебный (29-го), которым замыкается Спасовка – Успенский пост.
Третий Спас в народной традиции часто называют еще "Спасом на полотне", "Спасом на холстах", "Холщовым Спасом". В этот день церковь празднует перенесение Нерукотворного образа Спасителя из города Эдессы в Константинополь, которое совершилось в 944 году по приказу византийского императора Константина Багрянородного. По преданию, правивший в Месопотамии властитель Эдессы Авгарь, болевший проказой, послал к Иисусу Христу живописца Ананию с письмом, где просил Спасителя об исцелении. Художнику захотелось изобразить черты Иисуса на полотне, но это ему никак не удавалось. Тогда Спаситель попросил подать ему полотенце, умылся и отер лицо. На ткани отпечатался его лик. Благодаря этому Нерукотворному образу Авгарь, как гласит предание, исцелился от своего недуга и стал с тех пор ревностным распространителем христианства.
В старой России к этому празднику широко "привязывались" ярмарки, где велся торг полотном и холстами. Одна из самых знаменитых ежегодно проходила в селе Зеленые Горы Нижегородского уезда. А молодоженам на Холщовый Спас было принято дарить ситцевую пеленку с пожеланием скорейшего появления на свет наследника.
Связывались с третьим Спасом у русских и другие красочные обряды и поверья. В том числе, и у переселенцев из Курской, Воронежской, Калужской, Владимирской, Пензенской, Тамбовской, Орловской, Нижегородской, Тульской, Рязанской и других губерний Российской империи, обосновавшихся в конце ХIХго – начале ХХ века на жительство в Терской области и ее столице Владикавказе (где в 1910 году, по данным статистики, русских проживало 50 тысяч 533 человека).
На Ореховый, или Хлебный, Спас в церкви святили спелые орехи, а из муки нового урожая пекли пироги и хлеб, который после освящения становился главным блюдом этого праздника. Резать такой каравай ножом было нельзя: за столом его бережно ломали на части руками. Верили: не отведать от него за столом ни кусочка – значит, обречь себя на весь год на неудачи. А еще в этот день начинался сев озимой ржи. После общей домашней молитвы хозяйки с хлебомсолью провожали мужчин на поля, укладывая на телегу три снопа, а сверху – мешки с рожью для посева.
"Третий Спас хлеба припас" – бытовала в народе поговорка. Украшала обычно праздничный стол и освященная в церкви ореховая ветка. В этот день из орешника связывали также банные веники, считавшиеся целебными. На двери тоже вешали пучки ореховых веток – как обереги.
А старожилы Владикавказа вспоминают: на Ореховый Спас хозяйки с Курской, Владимирской и других городских слободок настаивали на водке или чаче в стеклянных штофах перепонки грецких орехов. Такая домашняя настойка, не уступавшая по вкусу покупному кизлярскому коньяку, тоже слыла отличным целебным средством от простуды.
Была и примета: если после третьего Спаса на юг еще не улетели журавли и ласточки, жди теплой зимы. А если на Ореховый Спас пройдет дождь с грозой, считалось: на урожай хлебов через год поля не поскупятся.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30