Республиканская
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Биотопливо: возможности и перспективы

Биотехнологическими исследованиями сотрудники Горского государственного аграрного университета занимаются с 60-х годов ХХ столетия. Большой вклад в решение вопроса производства кисломолочной продукции внес доцент А.А. АНАТОВСКИЙ.

Он первым в институте выделил штаммы микроорганизмов, пригодные для производства сквашенного молочнокислыми микроорганизмами молока под названием "Биомолоко". После А.А. Анатовского эти исследования продолжили доцент С.В. ПАТРУШЕВ, затем аспирант Б.Г. ЦУГКИЕВ.

В настоящее время выделением, идентификацией и разработкой новых пробиотических препаратов и продуктов питания функционального назначения, а также выделением дрожжей – приодуцентов биоэтанола – занимаются ученики профессора Б. Г. Цугкиева – доктор биологических наук, доцент Р.Г. Кабисов, кандидаты биологических наук, доценты А. М. Хозиев, А.Г. Петрукович, Э.В. Рамонова, Л.Б. Дзантиева, Л.Ч. Гагиева. и др.

В 1981 году на базе зоотехнического (ныне зооинженерного) факультета Горского сельскохозяйственного института доктором сельскохозяйственных наук, профессором И.Д. Тменовым и кандидатом биологических наук, ассистентом Б.Г. Цугкиевым была организована научно-исследовательская лаборатория биотехнологии (НИЛБ). Заведующим был назначен Б.Г. Цугкиев.

В 1998 г. на кафедре эпизоотологии, зоогигиены, микробиологии и паразитологии факультета ветеринарной медицины ГГАУ была открыта специальность "Биотехнология", в мае 1999 г. на упомянутом факультете организована кафедра биотехнологии и в том же году – отделение биотехнологии, которое в ноябре 2003 г. преобразовали в факультет биотехнологии и стандартизации.

В настоящее время сотрудниками НИИ биотехнологии Горского ГАУ разрабатываются новые методы использования традиционного и нетрадиционного сырья в производстве пищевых продуктов, красителей, безалкогольных напитков, пива, сидра, вина, бальзама, этанола, молочных продуктов, хлебобулочных изделий и т.д., в том числе с привлечением местных биоресурсов.

НИИ биотехнологии участвовал в разработке и внедрении целого ряда изобретений и инновационных технологий, касающихся производства кормов для сельскохозяйственных животных, обогащения их природными минеральными добавками и пр. Эта работа нашла отражение в соответствующих авторских свидетельствах, патентах и технических условиях. Найдены возможности использования местного сырья – нерудных ископаемых – в качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных: ирлитов, тереклитов и известняков.

В течение многих лет в НИИ биотехнологии создавалась коллекция производственно-ценных штаммов промышленных микроорганизмов, в том числе молочнокислых и уксуснокислых, а также дрожжей – продуцентов этанола, которая пополняется ежегодно. Благодаря этому стали возможными работы по выделению оригинальных местных штаммов, опытные разработки в области производства экологически чистых кисломолочных продуктов, силосованию растительного сырья, производства кормового белка и т.д.

НИИ биотехнологии плодотворно сотрудничает с рядом центральных и региональных научно-исследовательских учреждений. Его структурные подразделения являются экспериментальной базой для подготовки курсовых, дипломных работ и диссертаций по биотехнологии.

В настоящее время сотрудники НИИ биотехнологии и кафедры биологической и химической технологий Горского ГАУ успешно работают над поиском и идентификацией производственно-ценных микроорганизмов – продуцентов этанола, органических кислот, кормового и пищевого белка и т.д. и составлением на их основе стартовых заквасок для производства биотехнологической продукции, в том числе кисломолочных продуктов.

Молочнокислые микроорганизмы местной селекции прошли широкую апробацию на молодняке сельскохозяйственных животных и птицы, установлена их высокая эффективность, которая отражается в увеличении приростов живой массы на 15–20% при повышении сохранности молодняка на 5–10%.

Сотрудниками НИИ биотехнологии Горского ГАУ совместно с доктором биологических наук, профессором И.Г. Джиоевым в виварии Северо-Осетинской медицинской академии проводится эксперимент на белых крысах по испытанию инсулинсодержащих препаратов и стевии в сочетании с разработанными в институте пробиотиками при лечении экспериментального диабета у крыс.

Сотрудниками НИИ биотехнологии Горского ГАУ опубликовано более 400 трудов в области микробиологии и биотехнологии, в т.ч. 13 монографий, получены 93 авторских свидетельства и патента РФ на изобретения. За последние 5 лет опубликованы 7 статьей в изданиях, входящих в мировую базу данных Scopus, 45 – в изданиях, входящих в "Перечень…" ВАК.

Разработаны теоретические и экспериментальные основы создания пробиотических препаратов и продуктов на основе молочнокислых микроорганизмов и дрожжей селекции НИИ биотехнологии и кафедры биологической и химической технологий Горского ГАУ.

Создана коллекция лекарственных, пищевых и кормовых растений, в которой ежегодно вегетирует более 300 видов.

Сотрудниками НИИ биотехнологии выделено более 200 штаммов микроорганизмов, из которых идентифицированы 78 штаммов молочнокислых микроорганизмов и 29 видов дрожжей, они депонированы в НИЦ "Курчатовский институт" – ГосНИИгенетика – БРЦ "Всероссийская коллекция промышленных микроорганизмов", г. Москва. Разработаны 43 пробиотических продукта для людей, страдающих дисфункциями пищеварительного тракта и нарушениями обмена веществ.

На факультете биотехнологии профессором Б.Г. Цугкиевым создана научная школа по биотехнологии и биологическим ресурсам, в которой защищены 29 кандидатских и 2 докторские диссертации, представлены к защите 1 докторская и 1 кандидатская.

На факультете научно-педагогической работой занимаются 5 докторов наук и 11 кандидатов наук.

При НИИ биотехнологии и факультете биотехнологии Горского ГАУ функционирует ООО "Малое учебно-опытно-производственное инновационное предприятие "Биотехнолог".

Более 10 лет сотрудники НИИ биотехнологии и кафедры биотехнологии Горского ГАУ сотрудничают с заводом по производству биотоплива ООО "Миранда". Это сотрудничество заключается в разработке на договорной основе технической документации, в том числе и технологических регламентов. Кроме того, институт поддерживает чистые культуры дрожжей – продуцентов биоэтанола, которые используются на данном предприятии. Также часть штаммов дрожжей успешно адаптирована к питательным средам, которые используются при производстве биоэтанола. Проведены экспериментальные исследования по получению штаммов дрожжей – продуцентов биоэтанола, которые адаптированы к высоким концентрациям в питательных средах сахаров. Также для ООО "Миранда" подобраны штаммы микроорганизмов – продуцентов бутанола.

Необходимо отметить, что в ООО "Миранда" работают более 20 выпускников факультета биотехнологии. Также завод является базой для проведения всех видов практик студентов факультета биотехнологии Горского ГАУ.

Прошла информация о том, что одним из направлений инжинирингового центра, который предполагается создать в Северо-Осетинском государственном университете, станет изучение производства биоэтанола, используемого в качестве моторного топлива. Но, оказывается, этой проблемой в Горском ГАУ начали заниматься аж с середины 80-х годов прошлого века. Рассказывает директор НИИ биотехнологии Горского ГАУ, заведующий кафедрой биологической и химической технологий, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор Борис Георгиевич Цугкиев:

– Исследованиями по производству биоэтанола сотрудники НИИ биотехнологии начали заниматься в 1985 году. В качестве питательной среды использовались гидролизаты из зеленой массы высокопродуктивных растений – топинамбура сортов "скороспелка" и "интерес", а с острова Сахалина интродуцировали гречиху Вейриха и "сахалинскую". Высокая эффективность использования данных растений в промышленной биотехнологии с целью получения биоэтанола и микробного белка подтверждена диссертационными исследованиями аспирантов К. Джанаева и Н. Каркусовой. Аспирантом З. Плиевой разработана технология производства кормового белка из пивной дробины.

Необходимо также отметить, что выпускники факультета биотехнологии Горского ГАУ успешно работают практически на всех спиртовых и пивоваренных предприятиях РСО–А и других регионов.

В прошлом году Парламент Республики Северная Осетия – Алания обратился в Государственную думу и Совет Федерации законодательной инициативой, касающейся налаживания производства биоэтанола в нашей республике. Эту инициативу озвучил позже на заседании аграрного комитета Совета Федерации ректор Горского ГАУ, председатель комитета республиканского парламента по аграрной и земельной политике, экологии и природным ресурсам В. Х. Темираев. Он обозначил реальную перспективу превращения нашей республики в крупнейшего производителя альтернативных видов моторного топлива, в частности, биоэтанола. При этом, подчеркнул Виктор Хамицевич, производство биодизельного топлива из зерновых культур даст мощный импульс развитию всего аграрного сектора РСО–А.

Сегодня при Горском ГАУ успешно функционирует диссертационный совет – один из трех ныне действующих в Российской Федерации по специальности "Биологические ресурсы", где успешно защитили диссертации соискатели ученых степеней не только из вузов нашей республики, но и других регионов России.

По мнению руководства вуза, для дальнейшего развития биотехнологии в РСО–А целесообразно создать при НИИ биотехнологии агроуниверситета биотехнологический центр. Оснащенность института лабораториями, аппаратурой и оборудованием, а также богатый опыт научных исследований его сотрудников в области биотехнологий позволят это сделать.

Комментарий к фотографии