Какие бы реформы и новые стандарты ни внедрялись в систему здравоохранения, нельзя забывать о том, что центральной фигурой в медицине остается врач.
Новейшее оборудование, самые умные машины без чутких рук доктора превращаются в груду металла. И только благодаря человеку в белом халате они "оживают" и работают на наше здоровье. О доверии к людям в белых халатах, проблемах в современных лечебно-профилактических учреждениях – наша беседа с главным врачом владикавказской поликлиники № 4 Людмилой МЗОКОВОЙ.
– К сожалению, в последние годы в глазах общества профессия доктора потеряла былую славу, – говорит Людмила Асланбековна. – А ведь авторитет врача играет большую роль в установлении психологического контакта с больным и во многом определяет эффективность лечения. Поэтому каждый из нас на своем месте делает все возможное, старается своим внимательным и серьезным отношением к больным вернуть престиж профессии. Недаром Парацельс говорил: "Нас трое: ты, врач и болезнь. На чью сторону ты встанешь, тот и победит". Ведь искусство врачевания – это наука, основой которой является взаимоуважительный и доверительный контакт врача и больного.
Зачастую, начитавшись информации в Интернете, пациенты считают себя грамотнее медработников, диктуя им свое толкование методов лечения, понимая "медицинские услуги" в прямом смысле – обслужи. В существующих реалиях это не так уж и просто. Ведь белый халат – не бронежилет, под ним такое же ранимое сердце, через которое пропускаются боль и проблемы… И там остаются шрамы от каждой тяжелой болезни пациента. Зато как оно радуется при их излечении!..
– Вы много лет возглавляете одно из самых крупных лечебных учреждений республики. Скажите, кем в большей степени должен быть современный руководитель – менеджером или врачом?
– В идеале необходимо совмещать обе эти ипостаси. Но, на мой взгляд, это взаимосвязанные роли, он должен быть грамотным врачом, менеджером, хорошо знать организацию здравоохранения. И учиться этому надо на протяжении всей карьеры, каждый день.
– От руководителей ЛПУ нередко можно услышать, что не хватает денег. А вы часто жалуетесь?
– Здравоохранение – это своего рода зона милосердия. Оно часто вызывает большой общественный резонанс, и самые болезненные процессы – в прямом и переносном смыслах – протекают именно здесь.
Сказать, что ситуация в здравоохранении сегодня хорошая или плохая, будет неверно. Правильное слово – "сложная". И наша задача в существующих условиях изыскивать дополнительные возможности для успешной работы. С одной стороны, сохранить бесплатную медицину, но там, где есть возможность, внедрять платные услуги. То есть рационально подходить к вопросу. К слову, по стандартам существуют определенные сроки оказания медицинской помощи, но если пациент хочет, чтобы ему оказали услугу (хотя мне не нравится применение этого слова к медицине), то, согласно утвержденному прейскуранту это можно оплатить. И тогда многие проблемы будут решены.
Ну, и возвращаясь к вашему предыдущему вопросу: изыскивать какие-то возможности должен менеджер, но непременно с медицинским образованием.
– Сегодня у нас активно внедряется новая модель здравоохранения – "Бережливая поликлиника". Как бы вы ее оценили?
– Безусловно, все реформы требуют дополнительного переосмысления, средств и сил. Но это, на мой взгляд, стоит того.
В основе "Бережливой поликлиники" лежит японская модель, позволяющая улучшить всю систему, делать ее более эффективной. Я скажу только про информатизацию системы в рамках этого проекта: когда процесс будет завершен, станет намного проще, комфортнее и нам, и пациентам. И сегодня уже сами пациенты говорят, что нынешняя модель гораздо удобнее той, что была. Однако одним комфортом больших успехов в медицине не добьешься. Так что будем работать во всех направлениях, не забывая о самом главном – о повышении качества оказываемой медицинской помощи.
– Хочу вернуться к тому, с чего начали: что делать, чтобы пациенты доверяли своему доктору?
– В этой связи я бы хотела обратиться к представителям СМИ с просьбой не руководствоваться только желанием найти "жареные", подчас неподтвержденные, факты, а следовать этическим нормам. Если пациенту не нравится определенный врач или медицинское учреждение, согласно Закону об охране зоровья граждан он может их поменять, но ругать огульно всех неправильно. Замечание это касается и нас, медиков. Если виноват врач, он должен понести заслуженное наказание. Я всегда говорю своим коллегам: мы должны быть взаимовежливыми относиться к больным, как к своим родственникам, и не забывать, что во все времена медики были яркими представителями интеллигенции.
И еще хочется сказать: не всегда в медицине все зависит от нас. Забота о здоровье – задача общая.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30