Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Жил работой

…Не стало Бориса МОРГОЕВА. До своего 80-летия, которое наступило бы 14 июня, он не дожил 9 дней. К этой дате готовились вся его немаленькая семья, друзья, коллеги и наша газета. В день рождения должно было выйти праздничное интервью Бориса Темирболатовича с "СО", подписчиком которой он был с 1962 года и потом многие годы добрым другом и автором. А теперь мы вынуждены публиковать его воспоминания.

– У моего брата в Карджине, откуда родом вся наша большая семья, до сих пор сохранился старый платяной шкаф, – с грустной улыбкой и взглядом, обращенным в глубь себя, вспоминал Борис Темирболатович. – На его внутренней стенке есть надпись: "Сегодня, 14 июня 1938 г., в 12:00 родился Борис Моргоев". Ее сделал мой отец, которого я лишился в три года.

Только дети, выросшие без отца, могут понять, как трудно нам приходилось! И хотя я был самым младшим из четверых детей, уже в десять лет работал в поле, чтобы помогать маме содержать нас.

Так вот и тружусь по сей день, имея 62 года непрерывного рабочего стажа даже без тех детских лет в колхозе, которые мне никто не собирался засчитывать!..

С таким же рвением и усердием Борис учился в школе и служил в армии, без единой четверки окончил Техникум советской торговли, а потом, уже работая, – и экономический факультет СОГУ.

Способного и пытливого выпускника техникума сразу же назначили завпроизводством крупной учебно-производственной столовой № 27 в центре столицы республики, на углу пр. Мира и ул. Маяковского. Сюда ходили почти все студенты "Сельхоза", артисты Русского и Осетинского театров и проходившие в нем практику студенты "Щуки". Один из них, народный артист РСФСР Бибо Ватаев, даже спустя десятилетия вспоминал, как Борис Моргоев подкладывал студентам в обед лишнюю котлету.

– Да, было! – смеялся Борис Темирболатович. – До сих пор многие убеленные сединами старики благодарят меня за эти котлеты, ведь Бибо не был единственным, кто их ел. Студентам всегда трудно жилось, особенно приехавшим из сел. Знаю по себе, потому что ночами работал грузчиком, писал статьи о студенческой жизни в "Молодой коммунист"…

Но ведь, по сути, лишняя котлета, да не одна, каждый день – это серьезное нарушение! И чтобы остальные посетители столовой не донесли о нем "наверх", подаренную котлету повара прятали под гарнир.

Еще в процессе учебы в вузе 27-летнего Бориса Моргоева назначили начальником отдела, а всего через год – руководителем Управления общественного питания республики – первым замминистра торговли.

В 1973 г. Бориса Темирболатовича избрали председателем Союза потребительских обществ республики.

– К тому времени система потребкооперации насчитывала 18,5 тысячи человек, 1350 предприятий торговли и общественного питания, производственных предприятий, приемных пунктов, составляла по объему треть всей торговли и сельхозпроизводства, – вспоминал ее бывший руководитель. – Огромная отрасль с огромными оборотами и собственными средствами, но и с неменьшими проблемами. Это "беспокойное хозяйство" отнимало не только все рабочее, но и почти все свободное время, потому что я не мог работать спустя рукава. Видел значительные возможности расширения производства, оборотов, улучшения жизни своих сотрудников и сдатчиков – людей, работавших на земле, и надомников, у кого мы закупали продукцию. И в конечном счете все это улучшало жизнь всех остальных жителей республики – рабочих, инженеров, учителей, врачей…

Мы внедряли новые формы стимулирования труда, строили жилье, растили кадры, расширяли производство. За десять лет были построены 350 новых предприятий – от небольших до самых крупных в республике и на Северном Кавказе.

Почти во всех райцентрах и даже в крупных селениях и станицах Архонской и Луковской, в Сунже и Тарском, в поселке БМК возникли современные двухэтажные универмаги и торговые центры. А давалось это высокой ценой напряжения всех сил и нервов, чтобы убедить московское начальство в необходимости их строительства.

Вместе с Вячеславом Лагкуевым мы развивали Орджоникидзевский горкоопторг, оборот которого превышал Краснодарский, Ставропольский, Грозненский, Махачкалинский, Нальчикский и Черкесский, вместе взятые!

В те годы мы не только решили "квартирный вопрос" наших сотрудников, но и перекрыли свои потребности в жилье на годы вперед.

Рост отрасли был таким, что не хватало квалифицированных кадров, и в 1978 году мы открыли в столице республики ПТУ потребкооперации на 300 мест. За 10 месяцев построили учебный корпус, общежитие повышенной комфортности, каких здесь не было, спортзал, учебные магазин и столовую.

За два года работы ПТУ нехватка кадров была ликвидирована!

По показателям работы Севоспотребсоюз вышел на пятое место в стране среди 78 областных, краевых и автономных республик. Я был единственным представителем Северного Кавказа среди членов Совета Центросоюза, три срока – депутатом Верховного Совета республики…

Однако со сменой власти в ней в 1982 г., несмотря на все эти показатели, Бориса Моргоева сняли с должности и держали под следствием, которое так и не нашло криминала в его действиях.

Новая рыночная эпоха востребовала людей с опытом коммерческой работы в советские годы. Бориса Моргоева призвали спасти республиканский филиал Сбербанка с долгом… 5 миллиардов рублей! Если бы его вкладчики одновременно пришли за деньгами, то банкротами стали бы все. Ситуация была отчаянной, центральный Сбербанк помогать своему филиалу не собирался.

Банк спасла безупречная деловая репутация Моргоева, только под нее солидные инвесторы дали дешевые кредиты. Уже через год банк стал прибыльным, а еще через пять месяцев во Владикавказе началось строительство большого здания Сбербанка, до этого арендовавшего почти все помещения под сотню своих филиалов. Моздокский филиал переехал из трехкомнатного дома в трехэтажный!

Несмотря на успехи, в возрасте за 60 Борис Моргоев защитил кандидатскую диссертацию по экономике, а в 68 лет – докторскую! В 70, с почетом уйдя на пенсию, он шесть лет возглавлял одну из кафедр экфака СОГУ и его диссертационный совет.

Отдельного рассказа требует большая благотворительная деятельность Бориса Темирболатовича. Это многолетнее шефство Сбербанка над детским домом "Хуры тын", помощь семьям погибших и пострадавшим в терактах, строительство газопровода и мечети в его родном селе…

На вопрос: "Откуда силы берутся?" Борис Моргоев с душевной улыбкой отвечал: "Это моя семья! С Надей мы прожили 54 года и даже голос никогда не повысили! У меня такие же замечательные дочь, трое прекрасных взрослых внуков и сноха!"

Построенные под его руководством универмаги, цехи и хранилища, реорганизованный Сбербанк и сегодня служат людям. Его вклад в развитие республики и страны оценен более чем тремя десятками орденов, медалей, почетных званий и грамот…

Ему было уже под 80, когда экс-начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны и руководитель Академии геополитических проблем России генерал-полковник Леонид Ивашов предложил Моргоеву стать ее членом и возглавить Северо-Кавказское отделение.

У Бориса Темирболатовича были серьезные планы по вопросам комплексной безопасности республики и Северного Кавказа, потому что до последних дней его ни разу не подвели острые ум и память. Подвело сердце…

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика