Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Эльбрус ВАЛИЕВ: "К нам идут за справедливостью"

Доклад уполномоченного по правам человека в Республике Северная Осетия – Алания за 2017 год

В 2017 году исполнилось 20 лет со дня издания Указа Президента РСО–А от 29.04.1997 г. №89 "О Комиссии по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия – Алания" – первого в истории РСО–А правового акта, ставшего законодательной основой для института государственной защиты прав и свобод человека.

За двадцать лет огромному числу людей оказана помощь в защите их экономических, политических, социальных, жилищных и трудовых прав. Многие граждане республики внесли свою лепту в дело отстаивания прав человека в республике – члены комиссии, эксперты и помощники уполномоченного. Институт защиты прав человека за эти два десятка лет из совещательного и консультативного органа при главе республики стал полноценным государственным органом, действующим на основании Закона "Об уполномоченном по правам человека в РСО–А".

В докладах за 2015-й и 2016-й годы уже отмечалось, что эффективность работы уполномоченного прямо зависит от взаимодействия с органами государственной и муниципальной властей, а также с территориальными органами государственной власти РФ и правоохранительными органами. Наиболее эффективными формами взаимодействия являются право безотлагательного приема уполномоченного руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти и заключение двусторонних соглашений (договоров) о сотрудничестве. Пока таких соглашений заключено не более десяти, в то время как в остальных субъектах РФ – минимум двадцать. Большинство руководителей органов государственной власти за весь 2017 год с участием уполномоченного не проводили ни заседаний, ни совещаний, ни обсуждений. В то же время такие мероприятия с участием уполномоченного провели Полномочный представитель Президента РФ в СКФО О.Е. Белавенцев, Глава РСО–А В.З. Битаров, Председатель Парламента РСО–А А.В. Мачнев, заместитель председателя парламента Г.Ю. Кучиев, управляющий региональным отделением ФСС РФ по РСО–А З.Г. Айларова, начальник Управления по вопросам миграции МВД по Республике Северная Осетия – Алания А. Ч. Черджиев, председатель ЦИК РСО–А Ж.Б. Моргоева, руководители УФСБ по РСО–А и Регистрационной палаты РСО–А. Это говорит о том, что они понимают важность института защиты прав человека и оказывают ему всяческое содействие, а многие руководители государственных, правоохранительных и муниципальных органов республики продолжают весьма скептически относиться к правозащитной тематике и важности соблюдения прав и свобод граждан, зафиксированных в Конституции РФ и Конституции РСО–А согласно части 2 статьи 1 Закона "Об уполномоченном по правам человека в РСО–А". Руководители государственных, правоохранительных и муниципальных органов республики, конечно, выполняют свои обязанности по защите прав и свобод граждан, их соблюдению и уважению, но в отсутствии взаимодействия с уполномоченным и аппаратом уполномоченного по правам человека они не в полной мере осведомлены о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Северная Осетия – Алания и, следовательно, не до конца выполняют свои обязанности по защите прав и свобод граждан.

Приходится вновь акцентировать внимание на органах муниципальной власти. Ни одна из администраций районов республики с уполномоченным пока не заключила соглашения о сотрудничестве, и ни одну встречу с уполномоченным по правам человека в РСО–А ни один глава района не провел. И это несмотря на то что каждый год муниципальные власти обещают ввести в штат помощников уполномоченного по правам человека в РСО–А, но на этом все и заканчивается.

При исполнении своих функций уполномоченный располагает большими возможностями в проведении проверок, но большое количество жалоб и маленький штат практически не позволяют проводить проверки самостоятельно. В связи с отсутствием финансирования штатная численность аппарата уполномоченного по правам человека не соответствует масштабам проводимой работы. В 2017 году не было проведено ни одной проверки совместно с правоохранительными органами. Это – говорящий показатель взаимодействия уполномоченного с территориальными органами государственной власти РФ и правоохранительными органами. Аппарат уполномоченного – это не контора по пересылке обращений граждан. Работа с поступившими жалобами занимает много времени: это запросы, обращения в различные органы власти с просьбами и ходатайствами. Как правило, в ответ поступают отказы и отписки из этих органов, и все приходится начинать с начала. Некоторые жалобы и заявления рассматриваются по полгода и больше, тем не менее аппарат уполномоченного не бросает своих заявителей и продолжает борьбу за их права.

Всего в 2017 году поступило более 400 обращений (на 100 заявлений меньше, чем в 2016 году), но стоит отметить, что как в предыдущем, так и в отчетном году обращения касались сложных проблем. Увеличилась доля обращений, которые были решены лично уполномоченным и сотрудниками аппарата прямо в ходе приема граждан. Стоит отметить и такую особенность работы уполномоченного по правам человека в РСО–А, как ежедневный личный прием граждан.

Вместе с тем в 2017 году было немало примеров и успешных совместных действий уполномоченного и государственных структур. В первую очередь – в период избирательной кампании по выборам в Парламент РСО–А 2017 года.

Примером эффективного сотрудничества уполномоченного по правам человека в РСО–А с уполномоченным по правам человека в РФ, посольством РФ в РЮО, ФСБ РФ, УФМС МВД по РСО–А стало важное мероприятие по перемещению гражданина Украины Р.В. Добрянского, преследуемого по политическим мотивам на своей родине, с территории РЮО на территорию РФ и предоставление ему статуса беженца. Это произошло в марте 2017 года.

Таким же успешным было взаимодействие уполномоченного и МВД по РСО–А по защите прав гражданина А. А. Бутова, у которого адвокат взял документы и деньги, сообщил, что выиграл процесс, а затем пропал на три года, периодически присылая сообщения по телефону, что заболел, потом выехал в другой город и тому подобное. Как выяснилось, исковое заявление в интересах Бутова в суд адвокат не подавал. После нашего вмешательства в ситуацию буквально за два дня сотрудники МВД по РСО–А помогли вернуть потерпевшему документы и деньги в полном объеме.

Положительно решается вопрос обеспечения жильем инвалида I группы Мадонны Джичоевой. При содействии главного врача РКБ А.Э. Моргоева, Пригородной администрации, главного врача Пригородной больницы жилищной комиссией были реализованы права гражданки по постановке ее на учет во внеочередном порядке, и теперь изыскиваются возможности по предоставлению ей жилья.

В 2008 году Парламент Северной Осетии принял законопроект, направленный на обеспечение жильем граждан, пострадавших в результате теракта. Согласно закону предоставление жилья предусматривается для двух категорий граждан: зарегистрированных по месту жительства в РСО–А и пострадавших в результате террористического акта 1–3 сентября 2004 года в Беслане, а также для членов семьи, постоянно проживающих совместно с гражданином, зарегистрированным по месту жительства в РСО–А и погибшим в результате теракта. В республике оставалось более 200 семей пострадавших в бесланской трагедии и все еще не обеспеченных жильем. На решение этой проблемы республика в 2017 году получила 309 млн рублей из федерального бюджета, и пострадавшие, подпадающие под действие закона, получили жилищные сертификаты. Но еще осталось 37 семей, которые также потеряли в той трагедии своих родных, признанные прокуратурой потерпевшими, однако по причине отсутствия регистрации были лишены своего права на возмещение ущерба. Уполномоченный считает, что права этих граждан нарушены законом, и он будет ходатайствовать, чтобы Парламент РСО–А привел этот закон в соответствие с федеральным законодательством, и граждан, признанных потерпевшими, власти также смогли обеспечить жильем.

Также уполномоченный будет обращаться в Парламент Республики Северная Осетия – Алания с предложениями о создании комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина в гостиничном комплексе "Коммунальник". Проблема в том, что более ста семей общим числом около трехсот человек будут выселены из одного здания, потом проблемы этих людей лягут сразу на все государственные органы республики, поскольку так или иначе необходимо будет их куда-то устраивать и решать их проблемы.

Приходится констатировать, что суды иногда принимают незаконные решения, основываясь на, мягко говоря, сомнительных документах, но все судебные инстанции пройдены, и решения судов вступают в законную силу. К сожалению, омбудсмен пока не наделен полномочиями обращения в суд по административным исковым заявлениям, и у него остается единственная возможность обращения к прокурору по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, но чаще всего результатом становится отказ прокуратуры.

У многих заявителей на руках есть решения судов, которые не исполняются годами, но по ним не возбуждаются уголовные дела по факту неисполнения решения суда. Согласно п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознавателями органов ФССП России производится дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 315 УК РФ, но показатель выявленных и расследованных преступлений данной категории в республике остается низким.

За отчетный период уполномоченный и сотрудники аппарата посетили исправительные колонии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РСО–А, изоляторы временного содержания, осуществили комиссионные проверки исполнения законодательства по условиям содержания подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в камерах временного содержания. Аналогичная проверка была проведена в спецприемнике для административно задержанных лиц при Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по РСО–А.

Назрела необходимость внесения изменений в положение о порядке признания семей или одиноко проживающих граждан малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма в Республике Северная Осетия – Алания № 72 от 30.03.2007 г.

Дело в том, что органы, осуществляющие принятие на учет, ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, раз в три года до 1 июня органом местного самоуправления в обязательном порядке проводится переоценка совокупного дохода и стоимости имущества семьи или одиноко проживающего гражданина, принятых на учет. Многие из тех, кто состоит на учете, – люди в возрасте и имеющие сложные заболевания. Для них ежегодный сбор справок и их представление в органы местного самоуправления становятся мукой, а органы торопят и угрожают: не представите вовремя справки – снимем с учета! В приказе Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. №18 рекомендуется органам местного самоуправления ежегодно проводить перерегистрацию граждан, нуждающихся в жилом помещении. На деле это оборачивается невыполнимыми для граждан обязательствами и потом пресловутыми перестановками граждан в очереди. Поэтому многие субъекты России в своих законах предусмотрели возможность проведения перерегистрации не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в год, где-то не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год. Также снятие граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях или изменение гражданину даты и времени принятия на учет во многих субъектах РФ возлагается на глав администраций местного самоуправления, при этом возрастает ответственность при принятии таких сложных решений и снижаются коррупционные проявления. Может, стоит принять такие же меры в жилищной политике и в РСО–А?

Граждане часто сталкиваются с трудностями постановки на учет, зашкаливающим уровнем бумажной волокиты и периодом ожидания, который длится десятилетиями. Но самое худшее, что их могут неправомерно передвинуть в очереди назад или исключить из нее в любой момент, причем на это не бывает законных оснований. Реорганизации, перерегистрации, объединения разных групп граждан в учетных книгах проходят в закрытой форме и непонятно, почему одних выкинули, а другие, стоящие в очереди в хвосте, вдруг оказались впереди и получили жилье. Нигде в АМС не вывешиваются списки очередников на жилье, нет таких сведений и на сайтах органов местного самоуправления, что порождает подозрения в келейности принимаемых решений. Остается только догадываться, почему так боятся публиковать списки очередников муниципальные органы.

Возможно, следует создать специальную рабочую группу для того чтобы гарантировать соблюдение жилищных прав граждан республики, многих из которых лишают возможности улучшения жилищных условий.

Подведение итогов проделанной работы за отчетный 2017 год позволяет сделать следующий вывод: для того чтобы государственная власть выполняла свои обязанности гаранта справедливости и прав гражданина, система правосудия должна работать так, как она призвана, то есть защищая права человека и справедливость, а не наоборот. Граждане жалуются зачастую на некомпетентность судей, низкий уровень профессионализма сотрудников правоохранительных органов, неудовлетворительное качество предоставляемых услуг во многих сферах жизнеобеспечения.

Рекомендации и предложения

Исходя из изложенных в докладе проблем, омбудсмен предлагает государственным органам рассмотреть возможность осуществления ряда мер в целях обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина:

1) органам государственной власти в РСО–А рассмотреть возможность участия уполномоченного в совещаниях у Главы РСО–А, председателя правительства, в сессиях парламента для предоставления информации о соблюдении прав человека и гражданина во всех сферах общественно-политической и социально-экономической жизни республики, что позволило бы всесторонне оценивать существующие проблемы в реализации прав человека и своевременно вносить коррективы в эту работу органов государственной власти;

2) Парламенту РСО–А: рассмотреть вопрос о подготовке и внесении изменений в Закон РСО–А от 30 ноября 2011 года N 44-РЗ "Об обеспечении жильем граждан, пострадавших вследствие террористического акта в г. Беслане 1–3 сентября 2004 года" в части слов "граждан, зарегистрированных по месту жительства в Республике Северная Осетия – Алания", противоречащими федеральному законодательству, для обеспечения жильем всех членов семей погибших в результате террористического акта 1–3 сентября 2004 года в г. Беслане Республики Северная Осетия – Алания, а не только тех, кто проживал совместно с погибшими. Родные и члены семей, не имеющие общую регистрацию со своими убитыми родственниками, горевали также о потере своих родных, и им нанесен не меньший моральный ущерб;

3) рекомендовать всем правоохранительным органам и органам государственной власти обязать служащих в своих подразделениях изучить закон об уполномоченном по правам человека в РСО–А;

4) рекомендовать Совету при Главе РСО–А по защите прав человека создать группу по реализации права граждан на доступное жилье;

5) увеличить смету расходов на содержание еще одного ведущего консультанта, автотранспорт, коммунальные услуги.

В заключение отмечу, что в докладе даны общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека в Республике Северная Осетия – Алания.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика