Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Рынок воюет с рынками. Строительными

Десятки компаний в Северной Осетии делают бизнес в сфере торговли строительными и отделочными материалами, формируя рынок объемом до 110 млн руб. в год.

По мнению торгового бизнеса, ориентированного на эту отрасль, сегодня рынок строительных материалов перенасыщен представленным товаром. Поэтому, как они считают, появление в республике крупного ритейлера "Леруа Мерлен" может не лучшим образом отразиться на республике, включая частный бизнес. Кто выиграет от прихода нового игрока на строительный рынок, и что в этой сфере не так при том, что количество и качество товаров в магазинах только растет? Ответы – в материале "СО".

Для рядового потребителя этой сферы самый важный вопрос – где приобрести качественный и доступный товар? В поисках современных смесителей – эстетичных и практичных – жительница одного из районов республики Милана выехала в Ростов, в один из сетевых магазинов: "Здесь я нашла максимальный ассортимент необходимого мне товара, причем по средней цене, – делится Милана. – Он не из дорогих, но и не из дешевых, главное – качественный. Если я и могла купить этот товар здесь в республике, то гораздо дороже". Другая жительница города Наталья для себя решила, что не будет рисковать и экономить на качестве и приобретет дорогой товар: "Я была просто удивлена, что при такой высокой цене все купленные рулоны обоев оказались с браком", – рассказывает она.

С такими проблемами хоть и сталкивается потребитель, но редко, объясняет "СО" эксперт в сфере продаж.

"Для того чтобы разобраться в ценовой политике, нужно брать конкретный товар производителя с конкретным артикулом, поскольку примерно одинаковые по потребительским характеристикам и качествам товары могут стоить у разных производителей по-разному. А покупатель зачастую не смотрит на эти нюансы, оценивая только внешний вид", – считает эксперт, подчеркивая, что последние лет 15–20 продажная цена товара не знает 100% накруток на этом рынке.

"На самом деле таких накруток нет с 1990-х годов, когда был дефицит товара при отсутствии конкуренции. Если брать сегмент строительных материалов республики и то, что представлено в гипермаркетах сети "Леруа Мерлен", – таких наценок нет ни в рознице, ни в опте. Сейчас оптовые фирмы в среднем работают с наценкой от 15 до 50%, в зависимости от продукции. Допустим, на смесители и краны наценка от 10 до 30%. На более дешевый товар, но ходовой, наценка еще меньше. На эксклюзивные и дорогие вещи – больше, – говорит эксперт. – Еще одна особенность этой сети в том, что на прилавках его магазинов, скорее всего, будет представлен дешевый некачественный товар, который на нашем рынке не имеет своего покупателя.

Там же на фоне разных цен он будет спокойно уходить. В остальном цены на строительные и отделочные материалы наших строймаркетов с "Леруа Мерлен" схожи – принципиальной разницы нет".

Есть ли жалобы на ценовую политику в этой отрасли? С этим вопросом мы обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы по РСО–А, где нам ответили, что последняя плановая проверка проводилась в 2016 году: изучали рынок нерудных строительных материалов – щебня и песка.

"Плановые проверки по данному вопросу антимонопольный орган не может проводить, так как продавцы этих строительных материалов – субъекты малого бизнеса. А внеплановые проверки проводятся только в результате рассмотрения жалоб, которых на данный момент в управлении нет", – пояснил руководитель управления Роман Плиев.

«Леруа Мерлен» – бренд, входящий во французскую группу Adeo. К 2006 году компания вышла на 1-е место среди магазинов Do-it-yourself по объемам продаж на 1 м². Зачастую «Леруа Мерлен» строится по соседству с другим крупным ритейлером, «Ашаном». Площадь магазинов колеблется от 8000 м² до 20000 м², в зависимости от региона. По всей России насчитывается более 73 магазинов с выручкой более 220 млрд рублей. Имеют наибольшую совокупную площадь по всей России среди магазинов строительно-отделочных материалов. Ориентируется преимущественно на города-миллионники, но в последнее время наблюдается тенденция их локации в городах с численностью населения от 400000 жителей. Процент российского товара, продаваемого в магазинах «Леруа Мерлен», составляет всего 14%. Региональный представитель бывает в наличии крайне редко.

СПРАВКА «СО»:

И все же главным преимуществом "Леруа Мерлен" называют не ассортимент, а доступные цены. Это результат огромных объемов закупки, низкий процент кредитования, большая доля собственных торговых марок, объясняют эксперты.

"Но практика показывает, что демпингование цен происходит в первые два года, когда вымирает большинство местных игроков, потом, по закону рынка, цена поднимается вверх", – говорит председатель Ассоциации предпринимателей РСО–А, занятых в сфере торговли и производства строительных материалов, Артур Касаев.

Помимо этого, с приходом нового игрока есть серьезные риски сокращения числа рабочих мест в этом сегменте рынка. По данным, прозвучавшим на площадке открытого диалога "Бизнес и власть" с участием научного сообщества, парламентариев, представителей бизнеса и власти, за последние 5 лет число людей, занятых в торговле, варьируется от 49 до 55 тыс. человек. При этом, как отметил депутат Парламента РСО–А Нох Токаев, начиная с конца 2016 года, идет резкое падение занятости в экономике, а сама торговля по товарообороту резко падает – нет продаж, потому что нет денег, объясняет он. "В этом составляющая экономики – платежеспособный спрос Северной Осетии, то есть денежные доходы населения, – говорит депутат. – Поэтому нам не нужны просто инвестиции. Нам нужны инвестиции, которые будут работать на экономический рост, на улучшение благосостояния, на новые рабочие места, но не в ущерб тем рабочим местам, которые сегодня есть в республике".

Еще один довод, который малый бизнес ставит себе в пользу – работа "Леруа Мерлен" повлечет отток денег из республиканского бюджета. По данным, прозвучавшим на площадке открытого диалога, отток денежной массы из республики из-за влияния сети супермаркетов, функционирующих на территории республики, составляет 2,5 млрд руб. "Будут падать количество сделок и экономика в целом", – убежден председатель ассоциации. Как именно удалось установить данную цифру, не очень понятно.

Существенно важно, что налоговые поступления от федеральных торговых сетей в региональный бюджет незначительны, так как основные платежи оформляются по месту регистрации бизнеса, как правило, за пределами региона фактического оперирования. В бюджет республики идет налог на имущество и НДФЛ, что, по мнению предпринимателей, не оправдывает приход такого ритейлера. Другое дело – компании, планирующие наладить в регионе производство – фабрики, заводы.

Другой эксперт в сфере продаж подчеркивает, что крупные сетевые компании, включая "Леруа Мерлен", не станут работать там, где нет стабильного потребительского спроса и денежного потока. Поэтому это не один и не два миллиарда, которые уходят из республики, цифры значительно выше.

Подводя итог. Для потребителя приход крупного инвестора – это хорошо, выбор больше. Другой положительный момент – в том, что приход еще одного игрока усилит конкуренцию. По закону рынка выживут те, кто более гибок, кто умеет быстро адаптироваться к новым условиям. Остальные, скорее всего, уйдут. Это факт, объясняют эксперты.

И все же в этом есть серьезный минус – отток денежной массы. Ведь в республике очень многие заняты в сфере торговли. Несоизмеримы здесь и цифры по трудоустройству – людей, потерявших свой заработок, будет больше, чем трудоустроенных. Надо сказать, что тенденция к укрупнению объектов розничной и оптово-розничной торговли в республике зародилась задолго до появления федеральных сетевых форматов. Те, кто сегодня опасается прихода "Леруа Мерлен", сами вчера вытесняли более мелких торговцев. Но при этом ни "Привоз", ни другие рынки стройматериалов не закрылись. Стоит ли воевать с рыночными законами?

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика