Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Костры Новруза

Весеннее равноденствие в древнем земледельческом календаре народов Ирана и Средней Азии осмысливалось не просто как начало астрономической весны.

Считалось: это – дни, когда старый год "передает полномочия" новому, пробуждается от зимнего сна природа, а свет, тепло, весна и сама жизнь торжествуют победу над силами тьмы и холода. И именно 20–21 марта в Иране, Азербайджане и Средней Азии отмечается Новруз – один из любимейших народных праздников, "привязанный" к весеннему равноденствию. В дословном переводе с древнеперсидского – "новый день".

Корни этого праздника ученые прослеживают еще в далеком прошлом иранцев – в том числе, обращаясь к текстам "Авесты", священной книги зороастризма. Прославленные средневековые мыслители, ученые и поэты Востока – Абурайхан Бируни, Омар Хайям, Фирдоуси – связывали появление обычая отмечать Новруз с мифическим иранским царем из династии Пешдодов – Джамшедом. В эпоху Сасанидов, в III–VII в.в., Новруз был провозглашен в Иране официальным новогодним праздником. Не ушла из обихода иранских и среднеазиатских народов традиция его весело и пышно праздновать и после принятия ими ислама. В современном Иране, например, эти торжества длятся 13 дней. А в Азербайджане Новруз-байрам, отмечающийся 21 марта, – нерабочий день.

Четыре вторника (чершенбе) перед Новрузом носят у азербайджанцев особые названия: Су, Одлу, Торпаг и Ахыр чершенбе – то есть, вторники Воды, Огня, Земли и Последний (предпраздничный) вторник. По народному поверью, в первый из этих вторников приходят в движение стоячие воды и обновляются навстречу весне водные источники, во второй и третий обновляются огонь и сбрасывающая оковы зимы земля, а в четвертый – набухают почки на деревьях. В последний вторник перед Новрузом было принято прыгать через костры, очищаясь от бед и неудач. Существовали и очистительные обряды, связанные с водой.

На праздничном столе, за которым вечером накануне Новруза собирается азербайджанская семья, обязательно должны присутствовать среди кушаний семь продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы "син": сэмэни – сладкая похлебка из пшеничного солода (зеленеющая в тарелке проросшая пшеница – один из символов Новруза), сюд – молоко, сирке – виноградный уксус, себ – яблоко, сумах – приправа из сушеного барбариса, сябзи – зелень и т. д. На стол ставятся еще и свеча, зеркало и кладутся крашеные яйца – тоже олицетворение весеннего возрождения жизни и плодородия. А всю ночь в первый день Новруза в доме должен гореть свет. Гасить его ни в коем случае нельзя, дабы не навлечь в новом году на дом несчастье.

И в Иране, и в Азербайджане, и в Средней Азии в эти дни проводятся веселые массовые гулянья с выступлениями музыкантов, певцов, канатоходцев, фокусников, клоунов-масхарбозов, скачки, состязания борцов. "Считается, что в Новруз на землю сходят добрые ангелы-фаришта, чтобы дать людям надежду, радость и благополучие. Но в дома, где поселились зло и вражда, ангелы не заглядывают. Поэтому одно из обязательных условий праздника – прощение обид, долгов и примирение поссорившихся", – так пишет о традициях празднования Новруза у таджиков советский этнограф Ж. Исомитдинов. А земледельцами к Новрузу приурочивалось торжественное проведение в поле первой борозды: оно также сопровождалось особыми обрядами и молитвами.

– Весенний праздник первой борозды – Хоры бон – отмечался, к слову, и осетинами, которые тоже являются ираноязычным народом. А старожилы Владикавказа хорошо помнят: в свое время Новруз-байрам называли у нас в городе "магометанской Пасхой". Именно из-за обычая азербайджанцев красить куриные яйца к этому празднику, – рассказывает заместитель председателя Азербайджанского НКО "Азери", член комитета Парламента РСО–А по национальной политике Фуад Кязымов, владикавказец уже в шестом поколении. – Отметили Новруз 20 марта и члены нашего НКО: мы пригласили на его празднование в ресторан "Корона" представителей парламента республики, миннаца, наших друзей из других НКО и НКЦ, объединенных под эгидой Республиканского дома дружбы и межнационального общественного движения "Наша Осетия". А 25 марта, в воскресенье, в 12:00, общество "Азери", таджикское НКО "Памир", Северо-Осетинская региональная общественная организация "Общество российско-иранской дружбы "Иран – Иристон" и республиканский филиал общественной организации "Всероссийский конгресс узбеков/узбекистанцев" приглашают вместе с минацем, "Нашей Осетией" и АМС города всех жителей и гостей Владикавказа на общегородское празднование Новруза в ЦПКиО им. К.Л. Хетагурова. Там пройдут красочные народные гулянья, концерты с участием известных в республике самодеятельных коллективов и артистов – в том числе, активистов наших НКО, будет организована отдельная развлекательная программа и для детворы. Конечно же, будем угощать гостей праздника и блюдами национальной восточной кухни – сладостями и пловом четырех видов: азербайджанским, иранским, таджикским и узбекским. Так широко и с таким размахом Новруз, который в 2009 году был внесен ЮНЕСКО в список памятников нематериального культурного наследия человечества, многонациональный Владикавказ отметит впервые. И мы очень надеемся: у нас в городе это станет доброй традицией!..

…А 21 марта во владикавказском Доме кино прошла премьера документального фильма "Новруз" – тоже о том, как отмечается этот праздник в Таджикистане, у горцев Памира. Организована она была руководством таджикской диаспоры республики при поддержке Северо-Осетинского отделения Союза кинематографистов РФ. А почетным гостем премьеры стал сам автор картины – таджикский режиссер Гадо Мамадов.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика