Есть в медицине отдельные направления, которые выполняют особо важные жизненные функции. К ним, несомненно, относится и служба крови.
Мы знаем о ней лишь по проводимым и широко рекламируемым в республике донорским акциям. Но, наверное, интересно будет узнать и о "закулисье" этого необычного учреждения. О том, как собирается и хранится кровь, сколько человек ежегодно проявляют активную гражданскую позицию, что такое "донорский светофор"… Обо всем этом корреспонденту "СО" рассказал главный врач Республиканской станции переливания крови Мурат ТАМАЕВ.
– Трансфузиология – направление в медицине, которое изучает вопросы переливания крови – делится на клиническую и производственную. Клиницисты работают в больницах, переливают кровь непосредственно пациентам, а мы как раз и есть производственники – те, кто занимается вопросами консервирования и хранения этого незаменимого биоматериала и его компонентов. Так что, хотя и называется наше учреждение станцией "переливания крови", название не совсем точно отражает его суть. Мы фактически работаем по заявкам лечебных учреждений, готовим для них компоненты. Допустим, лечащему врачу больницы нужны клетки-тромбоциты, эритромасса или плазма – у нашей продукции очень много позиций. Так вот, ЛПУ заказывают определенное количество доз, а мы их готовим к обозначенному времени. Но часто требуется экстренное переливание – участникам дорожно-транспортных происшествий, гематологическим больным, им кровь нужно обновлять через день. И постоянно находить доноров одной и той же крови нелегко.
– Какое количество крови и ее компонентов требуется для поддержания нормального баланса и сколько материала вы заготавливаете за год?
– Сегодня наша производственная мощность составляет свыше 4 тысяч литров крови и ее компонентов в год. Еще несколько лет назад эти показатели были гораздо ниже. Ну, а в масштабах нашей республики ежедневно требуется в среднем до 10 литров крови в день. Хотя при возникновении нештатных ситуаций показатель доходит до 15 литров и больше… Цифра варьирует, ведь никто не знает, что будет завтра… Свою роль в этом прогнозе играет и сезонность.
– А бывает так: человек попал в аварию, ему срочно нужна кровь, и приходят родственники, чтобы помочь?
– Порой случается, как по закону подлости – 3–4 больным нужна бывает одновременно одна и та же группа. В разных больницах. И тогда мы призываем на помощь родственников. Для этих целей у нас работает и так называемый донорский светофор.
– Что это значит?
– На сайте РСПК есть рубрика, она называется "Донорский светофор". В ней расписаны группы крови. Вы заходите и видите: отметка "1-я группа" горит красным светом, значит, у нас проблема, нужна эта кровь. Если желтым, то еще есть материал, но уже на грани. А если зеленый – пока запас хороший. Так и со всеми остальными группами. Вот у меня, допустим, 3-я группа, положительный резус, я тоже – донор плазмы. Смотрю, не хватает моей крови. Значит, надо пойти, сдать, потому что знаю: она обязательно пригодится, чтобы спасти чью-то жизнь.
– "Светофор" работает без сбоев?
– Да, и весьма успешно.
– А вообще, какова тенденция – увеличивается число доноров, или энтузиастов становится все меньше?
– В последнее время возраст доноров омолодился, и это радует. Потому что молодежь становится активнее в гражданском плане, понимает важность этого шага. Но хочется, чтобы было больше таких сознательных молодых людей.
Есть такая проблема: по закону мы сегодня должны платить донорам 5% от суммы прожиточного минимума по региону или кормить. Для того, чтобы их кормить, нужны условия, специальные столовые, поэтому нам легче платить. Сумма эта, по данным декабря 2017 г., составляет 410 рублей за каждую кроводачу. В каких-то регионах она больше за счет их собственных доплат. Поэтому многие, услышав, что где-то заплатили больше, чем у нас, делают выводы, якобы в Осетии "до доноров эти деньги просто не дошли", и бывает, что отказываются сдавать кровь…
Но, даже несмотря на это, донорская активность повысилась в последние годы. Стараемся проводить всякие пропагандирующие донорство мероприятия, призываем население к активности и со страниц газет, и телевидения. Хотим донести до людей, насколько это нужно и важно. Когда сам сталкиваешься с несчастьем, уже по-другому относишься к ситуации, но хотелось бы, чтобы помощь другим стала делом жизни каждого.
Ну и, конечно, сами стараемся выходить из положения. У нас есть мобильный комплекс для заготовки крови, что позволяет в любом районе республики принимать доноров. Там внутри операционная, кабинет врача, регистратура, лаборатория – мини-ОПК. Он выезжает в различные организации, вузы, где студенты многих учебных заведений оказывают нам неоценимую помощь.
– Как проходит процесс сдачи крови?
– Он включает в себя несколько этапов. Во-первых, на уровне регистратуры проводится поверхностный опрос потенциального донора. Второй этап – уже в лаборатории берут кровь. Мы определяем ее группу и резус-фактор, гемоглобин, лейкоцитарные формулы, общий белок, АЛТ, определяются фенотип и наличие антител в крови. Если все нормально, он идет дальше – на прием к врачу-трансфузиологу, который проводит более подробный опрос о перенесенных болезнях, состоянии здоровья, самочувствии, и вопрос уже решается индивидуально. Сегодня перелить кровь больному не так просто: даже если группа крови и резус-фактор подходят для реципиента, нужно, чтобы подошли и другие показатели, а их немало.
– У крови срок годности есть?
– Конечно, плазма хранится при температуре минус 40 градусов в течение трех лет, а кровь – в зависимости от консервантов – до 45 дней. Мы ее не замораживаем, хотя есть такие методики, при которых она хранится 10 лет. Но для этого нужно дорогостоящее оборудование. Так что, бывает, и списываем кровь.
– Донорство делится на доноров крови, плазмы и клеток крови. Расскажите об этом чуть подробнее…
– Здесь все просто. Определенная категория людей подходит только для сдачи плазмы. Однако плазма для переливания используется гораздо чаще, чем просто кровь, она более востребована. Кстати, многие, возможно, слышали о такой процедуре, как плазмоферез. Существует донорский и лечебный плазмоферез. В народе эта процедура называется "кровь почистить". Донорскую плазму мы берем и замораживаем, затем обследуем и даем больному. А лечебная утилизируется.
– Сдавать кровь – благородное и нужное занятие. Но существует мнение, что это еще и полезно для самого донора. Это миф или реальность?
– Это правда. Во-первых, это профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Проводились серьезные исследования в этом направлении, которые дали заключение, что постоянные доноры гораздо реже страдают вышеназванными заболеваниями. Наша служба лечением не занимается, но если одно дело другому не только не мешает, но и приносит пользу, почему бы и нет?
Кроме того, еще один плюс – мы постоянно "сканируем" самих доноров на наличие опасных вирусов и инфекций, то есть наши пациенты всегда могут быть уверены в том, что здоровы.
Быть донором или не быть – каждый решает сам. Но иногда жизнь ставит нас в такое положение, когда не остается выбора. В таких случаях мы готовы на все… И сдавая кровь по велению сердца, мы не просто спасаем чужие жизни, а сами становимся и нравственно, и физически здоровее и духовно богаче.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30