"У кого есть конь, у того есть крылья", – говорят башкиры, которых в нашей республике объединяет в своих рядах НКЦ им. Салавата Юлаева, зарегистрированный во Владикавказе в 2002 году и тогда же вошедший в состав межнационального движения "Наша Осетия".
Табуны лошадей в старину были основным богатством башкир, народа полукочевого. А неприхотливая и выносливая порода башкирских коней, приспособленных и к вьюку, и к верховой езде, обрела широкую известность в России и Европе.
"Лошадь давала почти все, что было необходимо для жизни кочевника. Конское мясо и жир, кумыс из кобыльего молока занимали значительное место в пищевом рационе башкир. Из кожи изготавливали утварь, колчаны, налучья, щиты, конскую сбрую, из сухожилий – тугую и крепкую тетиву боевых и охотничьих луков, – пишет этнограф, кандидат исторических наук Светлана Шитова, одна из авторов сборника "Башкиры. Этническая история и традиционная культура" (Уфа, 2002). – Шкурой лошади или жеребенка покрывали скользящую поверхность лыж. Из конского волоса делали рыболовные и охотничьи снасти, вили веревки. Лошадь являлась основной рабочей силой, транспортным средством, помощником кочевника во всех его делах и заботах".
Верхом в Башкирии отменно ездили и мужчины, и женщины. Учились этому с детства: мальчиков, будущих воинов-егетов, впервые сажали в седло обычно года в три. Башкирские лошади легко переносили длинные переходы и круглогодичное содержание на подножном корму. А сама система скотоводческого хозяйства башкир была бы без коня в климатических условиях Южного Урала, где зимы отнюдь не мягкие, попросту немыслима. Привыкшие к тебеневке (выкапыванию травы из-под снега) лошади плотными рядами шли по зимним пастбищам, разбивая снежную корку ударами копыт и освобождая траву из-под ее покрова. По проложенному ими следу двигались овцы и козы. Сбиваясь в косяки во главе с жеребцом-вожаком, башкирские лошади успешно отбивались зимой и от нападений волков.
У башкир среднего достатка в хозяйстве в старину имелось, как правило, около 100–200 голов лошадей, у бедняков – 10–20. По меркам русского крестьянина это было запредельно много, но кочевнику иначе было просто не выжить. А богачи даже не всегда точно знали число своих лошадей. Осенью, по возвращении с летовки, их работники-пастухи и табунщики собирали скот в загоны: если загоны полные – значит, пригнали всех. У богатых представителей башкирской родовой верхушки считалось нормой, если в табунах было по 1000–1200 кобылиц. К примеру, у знатного тархана Алдара Исекеева, участника Крымского (1687–1689 гг.) и Азовского (1695–1696 гг.) походов русской армии, было, как пишут современники, 8 тысяч отборных лошадей, а его табуны славились на весь Урал.
Башкирский кумыс тоже славился на всю Россию. С конца ХVIII в. его целебными свойствами заинтересовалась научная медицина и высоко их оценила. А во второй половине ХIХ в. в Российской империи возникли первые кумысолечебницы и большая их часть базировалась именно в Башкирии, куда приезжали поправлять здоровье писатели Лев Толстой и Антон Чехов.
Основным сырьем для изготовления кожаной кумысной посуды – подойников, турсуков, плоских фляг-муртай – у башкир тоже были лошадиные шкуры (в металлической посуде кумыс усиленно окисляется и быстро портится). Шкуры с лошадиных туловищ, снятые целиком, шли на изготовление огромных сосудов для кумыса – саба, вмещавших до 10 ведер этого напитка. А у башкирских мастериц была широко распространена техника вышивки по коже конским волосом.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30