Рачинский уезд Кутаисской губернии входил в середине – конце ХIХ века в число тех местностей Грузии, которые остро страдали от малоземелья и неурожаев. А потому многие рачинцы, славившиеся в Закавказье как искусные ремесленники – столяры, каменщики, плотники, извежоги, пильщики, хлебопеки, – были вынуждены, чтобы прокормиться, заниматься отхожим промыслом.
"В Верхней Раче отходничество становилось массовым явлением. Сложилась особая церемония проводов отходников: во главе провожающих шествовал старший в доме или сосед, в руках он держал зажженную свечу и молил Бога, чтобы отправляющийся вернулся с хорошим заработком, – пишет в своей монографии "Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и современное состояние" доктор исторических наук Залина Канукова. – Рачинцы уходили в соседние регионы, в Россию целыми группами, зачастую с семьями. Для жителей Верхней Рачи самой удобной для путешествия на Северный Кавказ была Военно-Осетинская дорога через Мамисонский перевал". А среди этих отходников были и те, кто пускал в Терской области корни. Именно их потомки и составляют ядро проживающей сегодня в Северной Осетии грузинской диаспоры.
Немало ремесленников из Рачи, участвовавших в строительстве Алагирского серебросвинцового завода, осело в Алагире. Известно по документам ХIХ века и имя одного из таких первых переселенцев, официально получившего в 1879 году в Алагире вид на жительство: это был Шио Джапаридзе из Они. К концу 1884 года в Алагир переселилось уже 120 грузинских семей, хотя долгое время большинство проживавших здесь рачинцев так и оставались в статусе "временнопоселенных". А в 1899 году в Алагире, в доме Алексея Лобжанидзе, открылась грузинская церковно-приходская школа.
В Осетию алагирские рачинцы принесли с собой свои обычаи, традиции, обряды и праздники. В ноябре они, как и осетины, обязательно отмечали праздник в честь святого Георгия – Георгоба. "Грузины праздновали его отдельными кварталами, собираясь в одном доме. В отличие от осетинского варианта праздника, длившегося неделю, грузинский ограничивался однодневной трапезой, сопровождался многократными приветственными бокалами и завершался сбором средств к празднику следующего года", – читаем в монографии Залины Кануковой.
Алагирские грузины долго сохраняли в быту и другие свои исконные национальные праздники, а отмечали их весело и красочно. Одним из них был, например, ежегодный праздник "Кохинджоба", сопровождавшийся молениями о богатом урожае – общественное пиршество, во время которого между членами общины делили разрезанную на мелкие куски тушу жертвенного животного. Целью праздника "Читапапаоба" было магическим образом отвратить от дома стихийные бедствия. В этот день варили мамалыгу и смазывали ею жерди забора – для птиц. Существовало поверье, что благодарные птицы, наклевавшись мамалыги, не будут трогать на полях зерно, а в огородах – овощи.
Перед Масленицей справляли праздник "Бослоба". В доме пышно накрывали стол, а вечером посылали мальчиков в хлев смазать куском жирной ветчины лбы скотине – со словами: "Тучней, хорошей, сторонись зверей!" После этого из хлева выходили все мальчики, кроме одного: он должен был спрятать там куриное яйцо. На следующий день в хлеву с шутками и смехом начинались его поиски: верили, что нашедшему это яйцо счастливчику весь год будет способствовать удача. А хозяйки осыпали домашних кукурузной или пшеничной мукой с пожеланиями здоровья.
Отмечался алагирскими грузинами и зимний праздник "Мелакуркутелаоба". В этот день в доме пекли маленькие пироги с сыром и отправляли детвору в лес "кормить лис" – разбрасывать куски пирогов в разные стороны. Считалось, что это поможет уберечь курятник от лисиц. И, конечно, с особым размахом праздновался грузинами-рачинцами Новый год. Каждая семья заранее выбирала для себя так называемого маквриели – "человека с легкой ногой", от которого, по поверью, зависело ее благополучие и счастье в наступающем году. Он должен был в новогоднее утро постучаться в дом первым – с вязанкой дров и ветками дуба или орешника. И – поздравить семью, обратившись к ней с традиционной формулой благопожелания: "Вступаю ногой на порог – пусть Бог будет милостив к вам! Ушел старый год, пришел новый год – обильный, мудрый, богатый. Да встретить вам много новогодних праздников – в здравии, в благополучии и в многочадии!.."
На Новый год каждый член семьи получал в подарок чурчхелу, конфеты и другие сласти – с пожеланием "состариться в сладости". А еще во время новогодних праздников у грузин-алагирцев было широко принято ходить друг к другу в гости без приглашения.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30