Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Иудейско-осетинские параллели

Появление евреев в Осетии относится к началу XIX века, но контакты с иудеями имелись уже у предков осетин северокавказских аланов. Следы этих контактов сохранились в фольклоре и этнографии осетин.

Именно этим связям посвятил свою научную работу старший научный сотрудник отдела этнологии СОИГСИ, кандидат исторических наук Анзор ДАРЧИЕВ, с которой он выступил на II международной конференции "Еврейские диаспоры в Европе и мире: полевые и источниковедческие исследования", которая прошла в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого ("Кунсткамера") РАН.

По мнению нашего ученого, попытки выделить некоторые еврейско-осетинские параллели предпринимались уже на ранних этапах научного исследования Осетии, однако все они были либо мало обоснованы (Паллас, Клапрот и Гакстгаузен), либо вовсе ошибочны (Пфафф). Лишь В. Ф. Миллер первым указал достаточно убедительные аналогии нартовскому сказанию о смерти Батраза в иудейском апокрифе о смерти Моисея. Позднее В.И. Абаев выявил два осетинских религиозно-ритуальных термина древнееврейского происхождения и отнес их появление в осетинском языке к тому периоду, когда часть аланов под влиянием Хазарского каганата исповедовали иудаизм. В последнее время А. А. Туаллаговым, доктором исторических наук, профессором, заведующим отделом археологии СОИГСИ, также сделан ряд интересных наблюдений о возможных древнееврейских заимствованиях в традиционной обрядовой практике осетин.

"Надо полагать, вместе с религиозными терминами были восприняты и некоторые элементы религиозно-мифологических представлений, – считает Анзор Валерьевич. – В подтверждение были приведены новые аналогии. Так, у осетин образ демонического существа Самели может соответствовать главному персонажу иудейской демонологии по имени Самаэль. Легенда о чудовищном змее Руймоне во многих важных чертах совпадает с иудейскими представлениями о драконе – змее Левиафане. Иудейские мотивы в структуре осетинского мифа свидетельствуют о тесном взаимодействии носителей обеих мифологических традиций и, таким образом, дополняют картину этноконфессиональных отношений на Северном Кавказе в период Средневековья".

По словам ученого, конференция по иудаике в городе на Неве историческая не только по тематике, но и по своей миссии, так как представленные на ней исследования открывают новые связи между различными народами: "Во Владикавказе, не говоря о других крупных городах нашего региона, существует сплоченная еврейская диаспора и действует еврейское культурно-просветительское общество "Шолом"…

Надо отметить, доклад вызвал оживленный интерес у аудитории. Последовали вопросы и дополнения. Заведующий отделом европеистики МАЭ РАН, кандидат исторических наук А. А. Новик напомнил о весьма древней и значительной еврейской общине Грузии, обозначив, таким образом, еще один (кроме хазарского) путь проникновения иудейских представлений к осетинам. Его коллега Д. И. Месхидзе предложила сопоставить выявленные соответствия с хазарско-иудейскими элементами, обнаруженными у других кавказских народов, в частности, у карачаевцев. А Н. Г. Голант отметила некоторое сходство Самели со скандинавским Локи (мотив приковывания). Все эти дополнения очень важны и, несомненно, будут учтены в дальнейшей работе по данной теме", – отметил осетинский ученый.

Напомним: конференция является продолжением научного форума "Петербург – Израиль. Интеллектуальный диалог", задуманного в свое время доктором исторических наук Н. В. Юхневой в качестве интеллектуальной площадки для обмена мнениями и обсуждения результатов исследований ученых двух стран. Значительное место в работе конференции отводилось докладам, посвященным полевым исследованиям, а также архивным и музейным изысканиям.

(При подготовке материала использована информация официальной страницы МАЭ РАН на Facebook.)

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика