Горная Саниба – один из интереснейших и пока еще не тронутых уголков Осетии. Многовековое село, пережившее страшнейшее наводнение после схода ледника Колка, оправилось и выжило. Однако теперь ему, как и многим другим селам, грозит другая напасть – "эпидемия дачников".
Осетия всегда страдала от нехватки земли. Малоземелье, особенно в отношении сельскохозяйственных угодий, являлось причиной многих бед горцев. А теперь сельскохозяйственные земли в горных селах все чаще идут под нож кадастрового инспектора, чтобы в итоге превратиться в новый дачный или коттеджный поселок. Именно такая проблема и грозит Горной Санибе, где на склоне, ведущем к древнему святилищу Реком, были "нарезаны" участки сельхозугодий. Однако жители Санибы, обратившиеся в "СО", совершенно уверены, что никакое сельское хозяйство на этих землях вестись не будет, а будут элитные коттеджи.
Аслан Фидаров – бизнесмен. В 2010 году, оставив московский бизнес, он забрал свою семью и вернулся в Осетию. В Санибе купил участок земли и начал строить дом. Строительство заняло почти 7 лет. В результате на берегу чистейшей ледниковой реки Караугом поднялся стилизованный осетинский ганах. Добротный и гармоничный, не выбивающийся из ландшафта, похожий на горские средневековые постройки, но при этом имеющий комфорт 21 века. Наверное, это было бы идеальным местом, чтобы воспитывать детей и работать на земле, если бы однажды утром Аслан не обнаружил под своими окнами бульдозер, срывающий соседний склон с многовековым священным лесом.
"Когда я приехал из Москвы и начал строиться, это был адский труд, но меня вдохновляло то, что мои предки жили на этой земле и мечтали, что село будет и дальше жить: будут строить дома, растить детей. Но никто из них никогда не покушался на природу и на святые места. Они очень четко понимали, где можно строить, где нет. Там, куда сегодня загоняется бульдозер, по поверьям старших нельзя было ветку взять без благословения. При этом дефицит земли был значительно больше. Но на эти места не покушались", – рассказывает Аслан.
Реком и дом охотника
Между тем строительство развернулось сразу в нескольких местах Горной Санибы. На склоне, ведущем к основанию святилища Реком, хозяева выделенных там участков пробили грунтовую дорогу, а на противоположном склоне развернулось строительство охотничьего дома. Это действо вызвало среди коренных жителей села бурю негодования, и 10 октября 2017 года они обратились в администрацию Пригородного района РСО–А с коллективным письмом, в котором сообщали, что строительство ведется "при полном попустительстве главы сельского поселения, администрации района", "без разрешительных документов", приводит к уменьшению площадей для выпаса скота. По мнению жителей, строительство чревато сползанием грунта, что спровоцирует сход селя. Кроме того, на месте проводимой дороги находятся древние захоронения. Однако администрация района, рассмотрев жалобу, никаких нарушений не выявила. О чем сообщила жителям в письменной форме.
По итогам проведенной в селе проверки глава АМС Пригородного района Руслан Есиев в интервью ГТРК "Алания" сообщил:
– Я разъяснил гражданам, что в Земельном кодексе нет понятия "земля предков", есть понятие "законно оформленные земельные участки". Что касается выделения земельных участков, мною были даны разъяснения гражданам, что они предоставляются согласно Земельному кодексу Российской Федерации любому гражданину, желающему приобрести в той или иной местности земельный участок. Большого количества их администрацией района не выдавалось в горной Санибе.
С такой позицией Аслан Фидаров не согласен:
– Есиев говорит, что нет понятия "земля предков", а для меня такое понятие есть. Оно для меня священно, именно поэтому я начал строить дом в селе, откуда пошел мой род. Если это понятие отменить, то зачем тогда праздновать Джеоргуыба? Или ездить на Реком? Философия, история осетин очень многих привлекает. Мы сумели сохранить духовное наследие, хотя наши материальные памятники культуры находятся в аварийном состоянии. Если мы сможем это сохранить, восстановить, если строить в горах не просто так, а под архитектурным надзором, вписываясь в окружающий ландшафт, то республика станет раем для туристов. Но во всем должна быть гармония, а ее нет. Фиагдон превратился в мегаполис. Я не хочу, чтобы Саниба повторила этот путь.
С ним согласны и другие жители села. Владикавказская художница Земфира Дзиова выросла в Горной Санибе и вот уже многие годы проводит там несколько месяцев в году:
– Ко мне обратился Аслан Фидаров и рассказал о проблеме, которая возникла в Санибе, о том, что планируются прокладка дороги через источники и стройка на месте древних захоронений. Я выросла в Санибе, там мой отец родился, заслуженный художник Северной Осетии Батраз Дзиов. Там стоит прадедовский дом. Для меня Саниба – лучшее место в мире, и остаться равнодушной к такому безобразию я, конечно, не могу.
Поддерживает ее и Тотраз Кокаев:
– Из-за болезни я в этом году почти не ездил, но места мне знакомы с 60-х годов прошлого века. И то, что там творится, да и не только там, а во всех ущельях, это немыслимо. У частников из-за личной, сиюминутной наживы ничего святого не остается. Они готовы перешагнуть через кости предков, бульдозером сносят даже зёппадзтё и гёнахтё, не говоря о простых захоронениях и постройках. У нас в Осетии сегодня век ресторанов и заправочных станций. Какая к черту экология! Что мы сегодня видим? Пародии на ёгъдёуттё! Саниба сама – святое место! Реком – один из самых почитаемых святилищ, и все вокруг него должно быть табуировано! Никому не дано право уничтожать культурное и культовое наследие.
Чтобы прояснить ситуацию, сложившуюся в селе, корреспонденты "СО" связались с АМС Пригородного района, где нам сообщили, что глава Руслан Есиев находится в отпуске, однако ситуацию может прокомментировать главный специалист-архитектор отдела строительства и ЖКХ АМС МО Пригородного района Эрик Кцоев:
– В горной части села создалась очень сложная ситуация, т.к. в советское время эти земли были выделены в качестве садовых товариществ. Участки были распределены между жителями, однако позже товарищества прекратили свою деятельность. Многие дома были покинуты и брошены. Вопрос, который волнует и вас, и жителей села, состоит из двух аспектов. Первая часть – это строительство дома охотника, из-за которого был срезан склон возле леса. Могу вам сказать, что строительство это велось с нарушением законодательства, Градостроительного и Земельного кодексов. По факту обнаружения этих нарушений застройщику и владельцу земли 26.10.2017 года было выписано предписание о прекращении строительных работ и устранении нарушений. В случае если владелец не исполнит данное предписание, мы передадим документы в юридический отдел для подачи искового заявления в суд на снос данного объекта. Второй аспект – это строительство дороги на склоне, ведущем к Рекому. Надо отметить, что Реком находится значительно выше дороги, а сама дорога ведет к выделенным в личное пользование участкам. Тем не менее в ходе проверки было установлено, что никакой разрешительной документации на строительство этой дороги не было, а потому можно говорить о том, что и она была построена незаконно. Застройщику необходимо было прежде, чем начинать работы, заручиться разрешением хотя бы сельской администрации. Этого сделано не было, хотя представители администрации в личной беседе утверждали, что препятствий для подобного строительства не видят. По этому факту нами также было выписано предписание.
Нашли нарушения в проведении строительных работ и сотрудники Комитета по охране объектов культурного наследия, которые выехали на место по просьбе жителей села 31 октября 2017 года. В заключении, выданном экспертом комитета, указано, что строительство дома охотника, а также землеустроительные работы были проведены без согласования с комитетом, а в 160 м от строительства прокладывается дорога, которая граничит с выявленным объектом культурного наследия.
Казалось бы, по итогам этих проверок владельцам и арендаторам земель, на которых проводится строительство, должны быть предъявлены судебные иски. Но не тут-то было.
Дороги и водозабор
Проведение дороги на склоне, ведущей к Рекому, одна из больных, но не единственная дорожная проблема села. Так, осмотр, осуществленный администрацией, по словам местных жителей, был проведен не только без их участия, но и осматривали чиновники совсем не ту дорогу, о которой говорилось в письме. И действительно, кроме "рекомской" дороги, в селе назрел очередной раунд конфликта между соседями, где один строит дорогу к своим участкам, а второй делать этого не дает. Казалось бы, какое отношение частный конфликт имеет ко всему селу? Это было бы так, если бы речь не шла о землях, на которых находится водозабор, подающий воду в дома селения.
"СО" постаралась выслушать обе стороны конфликта. Так, владелец земельного участка, на котором находится водозабор, А. Гусов пояснил:
– Я понимаю, почему разгорелся конфликт. У меня в Санибе один участок в собственности и еще несколько в аренде для пастбищ, т.к. я развожу лошадей. Никаких построек на них нет, но они законно оформлены. Аслана я сам притащил в село, уговаривал его купить дом, который продавался. Кто же знал, что так получится. Мои участки граничат с его через речку. Конфликт разгорелся, когда он поставил шлагбаум на общей сельской дороге, которая ведет к водозабору. Эта дорога там всегда была, все туда ездили. И получается, что он захватил несколько гектаров земли, хотя при покупке дома ему принадлежали лишь 10 соток. Остальные 30 соток он себе просто приписал. По суду их изъяли. Вот теперь от злости он и пишет во все инстанции.
Между тем Аслан Фидаров с этой позицией не согласен:
– На 2010 год у меня была выписка из похозяйственной книги на 45 соток. В 2012 году я получил право собственности на дом и землю, кадастровый паспорт, выписку из похозяйственной книги. Таким образом, я владел землей с 2012 года, т.е. более 5 лет. Действительно, сейчас я нахожусь в состоянии судебного разбирательства за возврат земли, которую у меня изъяли по судебному решению. Что касается шлагбаума, то он был установлен 15 лет назад, до момента моей покупки данного участка. Более того, шлагбаум стоит на дороге, находящейся в аренде и ведущей в тупик, где расположен только мой дом. И в данном месте дороги никогда не было, там шла водопроводная труба, ведущая от водозабора. А сам водозабор, который ничем не закрыт и никак не охраняется, находится на частных землях А. Гусова. Там же расположены сернистые источники, которые были разработаны и охранялись еще в советское время. Каким образом охранная территория попала в частные руки? Непонятно. Самое удивительное во всей этой ситуации, что когда мы, жители села, говорили, что строящийся дом охотника ставит под угрозу схода селя все село, то ни глава села К. Кациев, ни глава района никак не отреагировали. Когда я задал вопрос Есиеву, знает ли он, что водозабор села стоит на частной территории, он заявил, что водозабор находится значительно дальше. Что не соответствует действительности. Обиднее всего, что пострадали люди, которые получили эти земли. Это сельхозугодья, и люди вразрез правил и норм начинают строиться и "резать" себе дороги. От этого страдают и жители села, у которых де-факто отнимают земли для пастбищ, и те, кто взял землю.
Последнее утверждение разделяют и старожилы Горной Санибы, в том числе и представители фамилии Кусовых, исконно проживавших на этих землях:
– В селе сложилась непростая ситуация, "сдобренная" межличностными отношениями. Но основные вопросы у всей нашей фамилии даже не к тем, кто спорит между собой, а к тем чиновникам, кто выделил землю на склонах, ведущих к Рекому. Реком – это место для молитвы, духовный центр, и создавать там коммерческие проекты означает вступать в противоречие с нашими исконными религиозными устоями. Выходцы из Горной Санибы считают, что это решение нежелательно. Кроме того, это просто опасно. Ведь там ползучие грунты. И если на этом склоне строиться, то необходимо разрабатывать инженерное и грамотное гидротехническое решение с учетом уклона и высоты строительства. Такая же проблема и там, где построен домик охотника. Какая необходимость была там строить? Конечно, это сложный момент, и хозяева земли могут сказать, что им ее законно выделили. Но тогда вопрос к чиновникам: а почему ее выделили под строительство? Зачем строиться там, где есть серьезная опасность схода селевых потоков? По нашему мнению, село должно расширяться вниз, а горная его часть – оставаться с нетронутой природой.
Кого услышат в длинных коридорах власти – покажет время, а "СО" и дальше будет следить за ситуацией.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30