(простая реакция на сложную тему)
В творчестве случается так, что художник в погоне за одним замыслом получает совершенно иную картину. Именно такое впечатление складывается после просмотра фильма "Заложники" (2017) режиссера Резо Гигинеишвили.
Попытка воссоздать неангажированную хронологию самого громкого теракта, произошедшего на территории Грузинской ССР в начале 80-х годов XX века, демонстративно… оправдывает молодых грузинских террористов.
103-минутный российско-грузинский фильм повествует о событиях 1983 года, когда группа "золотой" грузинской молодежи – шестеро парней и одна девушка – захватила самолет в Тбилисском аэропорту с целью вылета в одну из западных стран. Тогда террористам реализовать свой план не удалось, часть из них были уничтожены, а другие понесли суровое наказание. Погибли три члена экипажа и несколько пассажиров.
Попытка предстать перед западными журналистами в роли идеологических противников жесткой и агрессивной советской системы не удалась, террористический акт был предотвращен в своей начальной фазе. Резо Гигинеишвили в своем фильме "Заложники" захватчиков самолета представляет как запутавшихся мечтателей, стремившихся реализовать свои творческие замыслы в "нормальной", а не тоталитарной, стране. Некоторые вполне обоснованно делают вывод, что режиссер считает заложниками террористов, а не потерпевшую сторону. Речь идет о заложниках тоталитарной советской системы.
Но здесь необходимо четко осознавать, что именно такими борцами за свободу изображаются практически все террористы: от Ильича Рамиреса Санчеса, отбывающего пожизненное заключение во Франции, до уничтоженного лидера "Имарата Кавказ" Доку Умарова. Напомним, что именно лживые образы террористов – "борцов за свободу и традиционные и религиозные ценности" – помогают вербовать молодежь в ряды незаконных вооруженных формирований и диверсионно-террористических групп в настоящее время.
С сожалением приходится констатировать, что художественная картина "Заложники", в которой создан образ молодых страдальцев, направлена на расширение социальной базы терроризма. Именно с помощью таких фильмов, мифов, легенд и нарративов будущие террористы обосновывают необходимость террористических выпадов против власти или отдельных религиозных или национальных групп.
Следует учесть, что именно просмотр западного художественного фильма подвиг группу Якшиянца в 1988 году захватить в заложники учащихся орджоникидзевской средней общеобразовательной школы №42 и потребовать самолет и валюту, чтобы потом получить убежище за рубежом. Поэтому и контекст бесланского террористического акта приобретает еще большие значение и актуальность. Если бы террористы Басаев, Масхадов, Закаев после подписания Хасавюртовских соглашений не приобрели статус политических акторов, а были бы соответствующим образом наказаны, то Беслана могло не быть. Но сегодня некоторыми журналистами, писателями, режиссерами и политиками террористы продолжают позиционироваться как партизаны и повстанцы, воевавшие за независимость своего народа. Даже после теракта в Беслане журналисты ряда печатных и электронных западных СМИ писали о боевиках террористической организации "Имарат Кавказ" как о борцах за свободу. Примерно этот же посыл мы видим в фильме "Заложники" Резо Гигинеишвили.
В одном из интервью он признался, что этот сюжет имеет для него чуть ли не сакральные смысл и значение. Мать одного из приговоренных к высшей мере наказания террористов приходила к ним домой, надеясь, что приговор в отношении ее сына не будет приведен в исполнение. И вот спустя 34 года 35-летний российско-грузинский режиссер Резо Гигинеишвили представил художественный фильм, в котором подробно рассказывается о событиях 1983 года. Режиссер не раз подчеркивал, что "непредвзято рассказал о трагедии, случившейся в 1983 году".
В июне 2017 года на 28-м Открытом кинофестивале "Кинотавр" фильм "Заложники" получил приз за лучшую режиссуру. Позже он был представлен на самом политизированном международном кинофестивале "Берлинале". Это был единственный российский художественный фильм, представленный нашей страной на международном кинофестивале. Шестеро юношей и одна девушка, совершившие захват самолета, спустя 34 года все-таки попали на Запад с помощью фильма "Заложники" режиссера Резо Гигинеишвили.
Осетия – один из наиболее пострадавших от терроризма регионов мира. По количеству кровавых терактов мы входим в первую десятку. В трактовке террористических актов разночтений быть не может, но, к сожалению, современная киноиндустрия доказывает обратное.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30