Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Дождь наш насущный

Божества дождя почитались в традиционных культах многих этносов Северного Кавказа. Народы Дагестана, представителей которых, проживающих в нашей республике, объединяет входящее в структуру межнационального движения "Наша Осетия" НКЦ "Дагестан" – не исключение.

У татов и табасаранцев это божество именовалось Гудил, у рутульцев – Гуди, у цахуров – Годей, у лезгин – Пешапай, у лакцев – Зювил. Отголоски его почитания продолжали жить в быту горцев Дагестана и после принятия ими ислама. Только осмысливаться его функции в народных верованиях стали уже по-иному – как посредника между родом человеческим и Всевышним, в чьих силах умолить Всевышнего даровать людям дождь в засушливую пору или, наоборот, прекратить дожди, когда на поля из туч их проливается переизбыток.

"Следы культа Гудила сохранялись в обрядах вызывания дождя, в которых его изображали мужчина или юноша, покрытый зелеными ветками", – так описывает этот ритуал, еще в начале ХХ века бытовавший у табасаранцев, дагестанский этнограф и фольклорист Халил Халилов. Ряженого, назначенного на эту роль, облачали в наряд из веток, травы или соломы так, чтобы не было видно его лица. В сопровождении шумной и веселой процессии из детворы и подростков он обходил в селе все дворы, напевая ритуальную песню. Текст ее звучал примерно так: "Тучи, дожди – сюда! Солнце, Луну – туда! Дожди – посевам! Зерно – закромам!.." Шествие это сопровождалось игрой на народных музыкальных инструментах. Хозяйки подворий обливали ряженого водой, стараясь окатить пощедрее, а его спутников одаривали сладостями, хлебом, фруктами, орехами, сваренными вкрутую яйцами. Эти подарки те в свою очередь раздавали всем, кого встречали на пути, обходя село: верили, что молитва о дожде будет услышана высшими силами быстрее, если такую милостыню – "садака" – получат как можно больше людей.

"…Посреди реки, там, где было еще довольно сильное течение, пустили маленький плот с тряпичной размалеванной куклой, подожженной с двух сторон. Кукла дымилась, ее смешная, несоразмерно с фигурой сделанная голова подпрыгивала и тряслась. Женщины затянули какую-то песенку, дети запрыгали и забили в ладоши, мужчины, кто со смехом, кто улюлюкая, кричали вслед медленно плывшей, цепляющейся за камни кукле: "Пусть сгорит с тобою засуха, пусть вода зальет тебя, как дождь заливает землю!.." Так показан еще один старинный обряд вызова дождя, бытовавший в Дагестане, в историческом романе нашего земляка, осетинского писателя Хаджи-Мурата Мугуева "Буйный Терек". И показан тоже практически с документальной этнографической точностью. "Женщины ходили по деревням с ряжеными куклами, обливали их водой и после окончания церемонии бросали в реку", – такую его вариацию в свою очередь описывает и Халил Халилов. А читатель, интересующийся мифологией славян, наверняка вспомнит тут еще и южнославянское женское божество дождя Додолу, которую во время аналогичных ритуалов изображали молодые девушки и девочки-подростки в венках и нарядах из травы и зелени: их тоже обливали водой. "География" обряда – совсем разная, а суть и смысл – практически единые…

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика