Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Время требует коренных перемен"

В середине августа координационный совет Международного общественного движения "Высший совет осетин" возглавил Руслан КУЧИЕВ. Неравнодушный человек, активный общественный деятель не раз выступал на страницах нашей газеты со своей позицией о том, какой должна быть эта организация, причем новая его большая статья была опубликована накануне назначения ("Каким путем должен идти "Стыр Ныхас", 28 июня с.г.)

Станет ли эта публикация программой для действия, что означают в понимании нового лидера организации фамильные куывды, как выстраивать отношения со служителями святилищ и почему следует бороться с "копилками на дорогах" как символами псевдопожертвований? Об этом и многом другом наш сегодняшний разговор с новым руководителем.

– Руслан Александрович, осваиваетесь в роли председателя координационного совета МОД "Высший совет осетин"? Неожиданное назначение для вас – это вызов?

– Не назначение, а избрание, и оно действительно было неожиданным! Да, это – новый вызов, но мне к ним не привыкать. Несколько раз в своей трудовой биографии оказывался перед выбором, браться за новую сложную работу или нет. Многие в таких случаях пасуют, потому что боязнь оказаться в ситуации, которую не знаешь, как разрулить, отпугивает. Чтобы принимать такие вызовы, нужно быть уверенным в том, что цели и задачи для тебя ясны и ты знаешь, каким путем к ним идти. При этом очень важно иметь вокруг себя команду умных и деятельных единомышленников.

– Работу организации вы знали хорошо, не раз писали о ее деятельности, причем совсем недавно выступали с большой статьей как раз в "СО". Это была "предвыборная программа"?

– Когда я писал этот материал в июне, даже не помышлял о том, что через три месяца мне самому придется работать в должности председателя этого движения. Писал, потому что наболело, потому что время требует коренных перемен. Твердо убежден, что другого выбора у нашей организации нет. Вернее, он есть – "распуститься" и молча созерцать на все время углубляющиеся общественные и национальные проблемы.

Тот материал в газете "Северная Осетия" действительно стал для меня в какой-то степени программным, но мои предложения и выводы еще предстоит согласовать с координационным советом, который будет избран на внеочередном Съезде осетинского народа.

– Чем прежде всего вы занялись в роли лидера большой общественной организации?

– Знакомством с активом, членами совета, председателями районных отделений нашей организации. Мы уже успели собрать несколько десятков представителей осетинских фамилий, зарегистрированных у нас. Я изложил свое видение дальнейшей работы с ними, а также задач, которые могут и должны выполнять избранные в фамилиях "Æвзӕрст лӕгтӕ". Мы собираемся заметно повысить статус фамильных советов, объединить их в постоянно действующий консультационный совет при нашей организации, через который дадим им возможность обсуждать проблемы и выносить по ним решения. Такая работа в первую очередь принесет большую пользу самим осетинским фамилиям, повысит их сплоченность, взаимодействие с другими фамилиями, а нам даст возможность помогать им в этом и лучше организовывать. Одно дело – провести куывд раз в 2–3 года, а другое – постоянно работать над сохранением внутрифамильных связей и единства! Пользуясь случаем, призываю все фамилии, где на сегодня нет фамильных советов и организованной работы, создать их. Приходите к нам, в МОД "Высший совет осетин" (г. Владикавказ, ул. Фрунзе 24), и мы поможем в решении организационных вопросов, предоставим и помещение для собраний фамилий.

В настоящее время большую часть своего времени мы проводим в работе над подготовкой к Съезду осетинского народа. Создали оргкомитет, который уже принял несколько важных решений. Также ежедневно приходится принимать многих посетителей, которые приходят с вопросами и предложениями. В меру своих физических и временных возможностей всегда рад выслушать мнение любого человека, заинтересованного в сохранении наших корней и обеспечении будущего нашему этносу.

– А каковы будут в этом свете дальнейшие шаги?

– В первую очередь нужно подготовить и провести съезд так, чтобы делегаты и приглашенные ушли оттуда с чувством удовлетворения. Раньше, к сожалению, чаще всего было разочарование. Ну, а дальше будем шаг за шагом двигаться намеченным путем. Наши предки говорили: "Гӕппӕй дугъ нӕй", русский аналог – "поспешай медленно", и были правы. Дорога предстоит дальняя, это не забег на 100 метров.

– Как в таком случае идет подготовка к Съезду осетинского народа?

– По плану. Уже начались сходы в селах, квартальные собрания в городах и осетинских диаспорах регионов РФ и зарубежья. На них будут избраны новые советы, руководители этих советов, а также делегаты на районные конференции. Эти конференции пройдут с 20 сентября по 15 октября. Их решением будут избраны районные советы нашей организации, делегаты на съезд и утвержден список лиц, рекомендуемых для избрания в координационный совет МОД "Высший совет осетин". Сам съезд пройдет 26–27 октября. Кроме делегатов будут приглашены государственные и общественные деятели, а также представители зарегистрированных у нас осетинских фамилий.

– Можете озвучить конкретные вопросы, которые будут затрагиваться на представительном национальном форуме?

– Съезд отчетно-выборный, на нем будет заслушан отчет действующего координационного совета о проделанной работе. Этот отчет будет обсуждаться, и мы ожидаем в выступлениях делегатов и приглашенных услышать откровенный, взвешенный разговор о том, что, на их взгляд, нужно сделать для повышения авторитета и эффективности работы организации. Не боимся аргументированной критики, она чаще всего помогает ориентироваться. Единственное, к чему хочу призвать – к тому, чтобы все придерживались правил традиционного осетинского ныхаса в части открытости, прямоты, но при уважении чести, достоинства каждого, а также мнения других.

На съезде будет избран новый состав координационного совета. Его численность по сравнению с действующим уменьшится почти вдвое. Этот совет будет направлять всю дальнейшую работу движения, и я призываю всех членов организации и будущих делегатов съезда отнестись к его комплектованию с максимальной ответственностью. Нам нужны люди, которые в первую очередь сами являются носителями ирон ӕгъдау и которые умеют не только возмущаться и критиковать, но и плодотворно работать засучив рукава.

Также на съезде предполагается внести некоторые изменения в устав организации. Они назрели, и, надеюсь, делегаты с этим согласятся.

– Вы уже избраны председателем, или делегаты должны будут подтвердить ваши полномочия?

– Как я уже упомянул, съезд изберет новый состав координационного совета, а тот на своем первом заседании будет решать вопрос председателя.

– Новые заместители, председатели районных ныхасов уже есть, или подобных изменений в ближайшее время не предвидится?

– Честно говоря, не люблю употреблять и склонять осетинское слово "ныхас" в разговоре по-русски. "Ныхасы", "ныхасов", "ныхасам" – звучит очень коряво и режет слух. Лучше использовать "совет", а "ныхас" оставить для осетинской речи. Так вот, руководящие органы районных советов будут избраны на районных конференциях. Некоторых председателей, наверное, переизберут на новый срок, другие уступят место тем, кто сможет лучше исполнять возложенные на них обязанности. Решение станут принимать делегаты районных конференций.

Что касается заместителей председателя организации, то они все работают и при подготовке к съезду их опыт и знания нам просто необходимы. Но всю эту работу координирует оргкомитет, председателем которого являюсь я сам.

Необходимо, на мой взгляд, воспитать нового гражданина нашей республики. Для этого надо попытаться изменить наш менталитет, образ мышления. Неправильно все время надеяться на кого-то – на начальство, на Москву... На эту мысль наводят и опыт развитых стран, и общение с людьми из успешных регионов России.

– На что в работе новых людей в составе движения будет делаться основной упор?

– На работу с простыми людьми. Непосредственное общение с жителями сел, городов, со студентами вузов и других образовательных учреждений дает возможность лучше планировать свою работу, ставить правильные задачи. Нужно знать, что в нашем обществе сегодня сильнее болит, и стараться найти лечение. Очень важно доводить эту работу до реальных, осязаемых результатов и информировать о них население республики. Только в этом случае мы сможем поднять авторитет организации. Когда в народе спрашивают: "А чем они там занимаются?" – это значит, что работы нет или о ней нет информации. Также будем по-новому выстраивать работу с осетинскими фамилиями. У них должен быть особый статус.

– Фамильные советы – действенная сила?

– Многим сегодня кажется, что фамилии распадаются, теряют былую сплоченность и способность что-то решать. Иные считают, что достаточно собраться на общий куывд, и этого достаточно. Не могу согласиться ни с теми, ни с другими. Я видел страны и народы, живущие по принципу "лишь бы мне было хорошо". К чему ведет западный индивидуализм с правом личности "превыше всего", мы хорошо знаем. Такое общество потихоньку деградирует, семейные и общественные ценности уходят на второй план. В итоге сегодня в Европе и Америке свои остро встающие демографические и вследствие их – экономические проблемы государства и общества вынуждены решать за счет массового завоза эмигрантов из Азии и Африки. Осетинское мировоззрение традиционно базировалось на общественном сознании. Осетин сверял свои действия и мысли с тем, как на них среагирует окружающее общество: семья, сыхбӕстӕ, хъӕубӕстӕ, фамилия... Весь наш ирон ӕгъдау основан на уважении и учете интересов к обществу. И если мы говорим о возрождении ӕгъдау, то никак не можем обойтись без сплоченности и поддержки осетинских фамилий. Для этого каждая фамилия должна собраться и выбрать актив из самых деятельных и уважаемых людей (ӕвзӕрст лӕгтӕ), а также их координатора или старшего. Большие фамилии могут делегировать на собрание по 2–3 человека от каждого населенного пункта. Мы окажем помощь в подготовке такого собрания, объясним, как оформить документы, и при необходимости предоставим помещение. Наш зал вмещает до 100 человек, и этого вполне достаточно для любой фамилии. Все, что я перечислил, нужно в первую очередь самим фамилиям. Официально избранный актив и его руководитель смогут представлять фамилию на любом уровне, высказываться, ходатайствовать и принимать решения. Они будут сплачивать фамилию, проводить различные мероприятия, организовывать помощь нуждающимся и, самое главное – работать со своей молодежью.

– В работе с соотечественниками за пределами Осетии будут какие-либо изменения?

– Несомненно. Мы собираемся подключить зарубежные осетинские диаспоры к нашей постоянной деятельности, к обсуждению важных вопросов и выработке по ним решений. Представители некоторых организованных диаспор будут предложены съезду для избрания в координационный совет, и если раньше они там только числились, в будущем с ними будет поддерживаться постоянная связь, они будут вовлечены в работу, благо, современные средства связи и передачи информации это позволяют делать. Но ими нужно пользоваться.

– Знакомы с опытом работы других подобных организаций, и будут ли налаживаться с ними какие-либо пути для сотрудничества?

– Трудно сказать, хорошо это или плохо, но у нас сегодня очень много зарегистрированных общественных организаций. Некоторые занимаются приблизительно теми же вопросами, что и наше движение. Я никогда не соглашался с суждением, что эти организации не нужны или мешают. Возможно, если бы "Стыр Ныхас" хорошо работал, не было бы и необходимости создавать отдельные общественные организации. Но раз они есть, нам с ними нужно находить общую платформу, искать пути взаимодействия и взаимопомощи. Так и будем делать. Правда, к сожалению, некоторые лидеры с большими личными амбициями не имеют желания с кем-либо сотрудничать, считая свое мнение абсолютной истиной. Но постараемся найти общий язык и с ними.

– В работе комитетов будут изменения?

– Их количество уменьшится, а работа будет переориентирована на основе приоритетности. У нас в обществе накопилось очень много проблем, и люди обращают на них внимание, ждут, что кто-то, в данном случае "Стыр Ныхас", как организацию по-прежнему называют, начнет эти проблемы решать. Это правильно. Но, с одной стороны, наши возможности, в том числе и материальные, сильно ограничены. С другой – когда в доме пожар (не дай-то бог!), мы же не бросаемся в первую очередь выносить туфли, – сперва выводим членов семьи, а потом занимаемся вещами по мере их ценности. Конечно, мы не хотим и не будем стоять в стороне от озвучиваемых проблем, а станем в меру сил и возможностей ими заниматься. Но сегодняшняя ситуация в обществе заставляет нас в первую очередь обратить внимание на сохранение и укрепление ирон ӕгъдау как основы нашего мировоззрения, вплотную заняться вопросами нравственности, родного языка, здоровья и безопасности населения, работой с нашей прекрасной молодежью и над некоторыми другими злободневными проблемами.

– А в каком вообще формате должно проходить "хождение в народ" вашей общественной организации?

– Точно не в виде формальных собраний, нудных докладов с трибун и менторских поучений по вертикали! Мне нравится разговаривать с людьми непринужденно, без пафоса и лишней атрибутики. Так легче найти взаимопонимание, а это в нашей работе очень важно.

– Действующий при организации фонд "Святилища Осетии" будет существовать и дальше?

– По моим сведениям, фонд существует только на бумаге. У меня пока не было времени разобраться детально, но, насколько я информирован, работы там нет никакой. Вопрос необходимости этого фонда, наверное, будет целесообразно вынести на заседание нового координационного совета. Но по поводу сбора денежных средств в святилищах могу сказать, что у меня самого нет намерений включаться в этот процесс или пытаться контролировать его. Если когда-нибудь в координационном совете поднимут эту проблему, будем обсуждать.

– Как будут выстраиваться отношения с людьми, отвечающими за те или иные святилища?

– Этих людей обычно избирают население соответствующих населенных пунктов или же представители фамилий. Они же обязаны контролировать их деятельность. Если выбрали кого-то в горном селении следить за определенным святилищем, мы с этим человеком будем поддерживать связь и работать. Убежден, что не должно быть многолетних дзуарӕн лӕггадгӕнджытӕ (служителей святилищ), и эта "должность" не должна наследоваться, если только это не связано с конкретным обычаем или обрядом в конкретном, опять-таки, населенном пункте. Служители должны выбираться на год с полной отчетностью перед теми, кто их избирает. Видимо, в будущем нам с ними нужно будет рассмотреть вопрос пожертвований в более широком плане. На сегодняшний день смысл мысайнаг (пожертвование), к сожалению, утерян, и если раньше в святилища люди приносили предварительно очищенные монеты, завернутые в белую тряпку или вату, то сегодня в "придорожные копилки" суют грязные бумажные деньги, зачастую нажитые на неблаговидных делах. В этом случае они к сакральности дзуар не имеют никакого отношения и мысайнаг их называть нельзя. Это просто деньги, идущие на благотворительность, обустройство территорий и другие цели. Возможно ли полностью контролировать их расходование – не знаю. Но мы бы к ним не хотели иметь никакого отношения.

– Газета "Стыр Ныхас" как рупор вашего движения будет существовать и дальше?

– Непременно. Более того, мы собираемся сделать ее более интересной и популярной. Газета и сайт организации должны давать людям исчерпывающую информацию о нашей деятельности и, кроме того, в ней должны публиковаться статьи проблемного характера, откровенное мнение людей разных возрастов. Обязательно введем специальную рубрику для осетинских фамилий, где они будут рассказывать о происхождении, разных ветвях, успехах и выдающихся представителях. Эту работу можно начать уже сегодня, и если у представителей фамилий есть готовые материалы или их можно подготовить, мы их с удовольствием опубликуем.

– А намечены ли направления для популяризации и пропаганды осетинского языка?

– Придерживаюсь твердого мнения, что язык наш – не только обычное средство общения. Он – единственный ключ, открывающий дверь в сокровищницу нашего народа, к его фарн. Нет этого ключа – путь закрыт. И неправильно питать себя иллюзией, что этот путь можно пройти с помощью переводов и публикаций на неродном языке. Убежден, что невозможно. Вот для чего каждому осетину нужны твердое знание родного языка и то, для чего нельзя отказывать своим детям и внукам в праве говорить, читать и писать на этом языке. Безрассудно и кощунственно всячески пытаться освободить свое чадо от изучения осетинского языка в школе, выкраивая больше времени для иностранных! Поверьте, повзрослев и осознав, каких сокровищ они лишены, эти дети могут строго спросить со своих старших, на каком основании они это делали. Мы будем вплотную заниматься вопросами сохранения и развития нашего родного языка, используя все доступные формы работы. В первую очередь – через откровенный разговор с людьми, особенно молодежью. Очень важна интенсивная пропаганда языка через Интернет и другие СМИ. Нужно убедить наш народ в том, что игнорирование родного языка граничит с предательством по отношению к будущему своего народа. Думаю, что на государственном уровне нужно создать систему, поощряющую владение обоими государственными языками республики. Эта практика применяется во многих высокоразвитых государствах, в частности, в Канаде, где я прожил много лет. Являюсь, кстати, членом Республиканской комиссии по сохранению и развитию осетинского языка, возглавляемой главой республики, и надеюсь принять в ее работе самое активное участие.

– Удачи во всех начинаниях! Ваши пожелания читателям газеты?

– Желаю всем нам видеть друг в друге братьев и сестер, уважая мнение каждого. Если сегодня я занимаю должность председателя движения "Высший совет осетин", это не значит, что в одиночку способен свернуть горы. Без поддержки всех неравнодушных к национальному будущему нашего народа, без того, чтобы каждый в своей семье, в своем дворе, в своей фамилии хоть что-то делал на благо этого народа, нам будет очень трудно решить возложенные большие задачи. Также рассчитываю на поддержку и понимание со стороны представителей других народов, живущих с нами в одной республике. Мы все – одна семья, и если так, то должны поддерживать друг друга. Так, как призывал великий сын Кавказа Коста Хетагуров: "Цӕйут, ӕфсымӕртау, раттӕм нӕ къухтӕ абон кӕрӕдзимӕ, Иры лӕппутӕ!" ("Дети Осетии, братьями станем в нашем едином и дружеском стане!")

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика