Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Поймать Солнце

Благой божественный источник света, тепла, самой жизни – так издревле осмысливалось солнце в мифах народов Северного Кавказа и Закавказья. Не исключение – и армяне, в языке которых слово "солнце" имеет еще одно, переносное значение: "жизнь".

В мифологии дохристианской Армении и в армянских легендах солнце иногда персонифицируется в виде катящегося по небу светоносного колеса. Но чаще все­таки – в облике прекрасного юноши. Арэв (Арэгак) – такое имя в фольклоре армян носит "очеловеченное" воплощение Солнца. Как гласили мифы, дворец Арэва находится где­то на востоке, на краю земли. Вечером усталый Арэв возвращается в него к матери, которая встречает его на пороге и начинает хлопотать над ним, готовя его ко сну. "Майрамут", то есть дословно вход к матери – именно так и звучит на армянском выражение "заход солнца".

"По другому мифу, Арэв купается и отдыхает в озере Ван, на дне которого находится его ложе. Перед рассветом ангелы облачают Арэва в огненную одежду. Когда он умывается, горы и равнины покрываются росой, – пишет известный армянский фольклорист, историк литературы и востоковед, автор монографий "Эпический мир древних армян" и "Мифы и легенды Древней Армении" Саркис Арутюнян. – На высокой горе на востоке поднимаются 12 телохранителей Арэва и огненными посохами ударяют по горе, которая вместе с другими горами преклоняет свою голову перед Солнцем".

По небосводу огневолосый красавец Арэв мчится верхом на льве. По некоторым мифам, его сопровождает огромная птица: ее крылья раскинуты, чтобы от лучей Арэва не загорелась земля.

Олицетворение Луны в армянской мифологии зовут Лусин. По одной версии, это брат Арэва, по другой – сестра (которую однажды сглазили злые силы, она заболела оспой, стала рябой – и с тех пор показывается на небе только по ночам). А культ Арэва в дохристианской Армении был распространен с древности. В V веке до н. э., как писал свидетель­очевидец, древнегреческий историк Ксенофонт, предки современных армян приносили в жертву богу солнца коней. А восьмой месяц древнеармянского календаря (как и первый день каждого месяца) назывался в честь Солнца Арегом.

"Добрый свет дня" резко противопоставлялся в мифах армян ночной тьме, воплощением которой считались жуткие "матери ночи" – злые духи гишерамайрер. Их представляли в виде женщин со змеями в руках, которые со дня создания мира преследуют солнце, поднимаясь вечером на его поиски из­под земли, а утром снова спускаясь под землю через высохшие родники и колодцы. "Не ходи ночью один на улицу, "матери ночи" унесут!" – пугали в Армении непослушных детей. По мифу, если гишерамайрер когда­нибудь настигнут Солнце, тут­то и наступит, и в прямом, и в переносном смысле слова, конец света: земля навеки покроется тьмой и змеями – и погибнет род людской.

А одно из самых красивых женских армянских имен, которое охотно дают сегодня девочкам и армяне, живущие в Осетии, – Аревик. То есть Солнечная. Миф стал достоянием истории, но традиция живет…

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика