Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Осетинская мечта" Александра Проханова

Личность Александра Проханова не нуждается в представлении. Его рассуждения о судьбах современной России знакомы многим, его мысли о "русской мечте" в противовес американской (по факту – западной) собирают как множество сторонников, так и противников, в любом случае привлекая интерес к личности писателя и общественника. Но мало кому известно, что род Прохановых в свое время жил и процветал в Осетии, а точнее, в ее историческом центре – Владикавказе. На одной из улочек города до сих пор сохранился добротно отстроенный дом купца Василия Проханова. В конце XIX века он управлял во Владикавказе двумя предприятиями – по выпечке хлеба и производству макаронных изделий. Более века спустя известный общественный деятель России начала XXI века приехал в Северную Осетию, чтобы прикоснуться к камням, которые помнят часть истории рода Прохановых.

Это не первый визит общественника в республику. Он был в Беслане в 2004-м. И сейчас в первую очередь попросил отвезти его в Город ангелов.

Александр Андреевич долго ходил от памятника к памятнику, вглядываясь в лица детей и взрослых. Он остановился у одной из могил, к которой в тот момент подошли родственники. Писатель выразил им соболезнование и сказал, что именно в этом месте человек, попавший в республику извне, может в полной мере прочувствовать масштаб трагедии. Также задержался гость и у памятника погибшим в теракте бойцам спецподразделений. Прочитав выбитый на надгробии текст, он перекрестился. На выходе с кладбища к гостям подошел монах и попросил довезти его до города. За плечами у него висел большой рюкзак, а ноги были босыми. Как выяснилось, монах служит в храме Илии пророка в поселке Нижний Архыз. Это самая древняя действующая церковь на территории России, она находится на территории Нижнеархызского Аланского городища, а настоятелем там является архимандрит Антоний, который долгое время был наместником Аланского Свято-Успенского мужского монастыря и настоятелем храма великомученицы Варвары в Беслане. В Северную Осетию монах пришел пешком, а отсутствие обуви – наказ духовника.

Под впечатлением от увиденного на кладбище и беседы по дороге с представителем духовенства Александр Проханов попал на землю предков – во Владикавказ. И, возможно, даже больше стен родного дома его поразил прием, который устроили гостю ныне живущие там люди. Прикоснувшись в буквальном смысле к камням, выложенным его прадедом, Проханов с чувством благоговения медленно обошел все комнаты, иногда останавливаясь, как будто что-то вспоминая или осмысливая. Жильцы с пониманием отнеслись к визиту гостя: в Осетии как нигде чтят и помнят свои корни и уважают память предков. О приезде Александра Андреевича нынешние владельцы дома и их соседи узнали накануне от представителей партии "РОДИНА", которые и пригласили общественника в республику, ранее найдя этот дом по фотографиям и документам и восстановив его исторического первообладателя. Полной неожиданностью и для родинцев, и тем более для Проханова стал организованный им прием: с тремя пирогами и молитвой за чашей национального напитка. Таким стало первое знакомство известного писателя с традициями и культурой Осетии.

Следующим пунктом программы было посещение рощи Хетага. Делясь впечатлениями о пребывании в святом для осетин месте, Проханов сказал: "Я оказался среди деревьев, от которых исходил божественный свет, это был свет самой матери-природы, тех чудес, которые сотворили вселенную. Осетины, приходящие в эту рощу, испытывают благоговение перед природой. Они не рассматривают ее как добычу, а как свою праматерь, божественную силу, частью которой сами являются". Еще одно потрясение – величие и великолепие гор, а на их фоне – Аланского Свято-Успенского мужского монастыря. "Он как будто всплыл из горы, – говорит писатель. – Сами горы породили это удивительное сооружение".

Возможно, именно после таких эмоций и впечатлений родилась у Александра Проханова мысль об "осетинской мечте" как возвышенном и утонченном мировоззрении, как понимании того, чего хотят осетины. Хотят они, по наблюдениям писателя, как и многие, благополучия, равенства, любви, сохранения родного села и гор, божественной справедливости, которая примиряет все противоречия. И вербализовать эту мечту должны историки, филологи, художники, представители духовенства республики, которые соберутся в филиале Изборского клуба в Северной Осетии. Идею его создания Проханов обсудил с главой республики Вячеславом Битаровым, которого впоследствии назвал "человеком внутренне свободным, умеющим очаровать и объяснить свои цели – и личные, и политические". О тонкостях мировоззрения и мироощущения православных осетин и русских Александр Проханов поговорил с епископом Владикавказским и Аланским Леонидом. Архиерей рассказал и о подготовке к 1100-летию крещения Алании, которое планируется отметить на федеральном уровне в 2022 году.

Об идеологии России и путях создания интегральной идеологии Осетии Проханов рассуждал на встрече с общественностью и журналистами республики, прошедшей на базе СОРО ВПП "РОДИНА". Общение произвело на Проханова большое впечатление в первую очередь подготовленностью слушателя, его желанием узнавать новое, принимать его и делиться своими мыслями. Общественный деятель также отметил важность того, что "РОДИНА" собирает в свои ряды интеллигенцию, интеллектуалов, "потому что современным партиям не хватает ума, головы". "Я очень хочу, чтобы партия процветала. Желаю, чтобы "РОДИНА" стала частью мироздания, имя которому – Осетия. Я увожу с собой обожание к республике и осетинам", – сказал Александр Проханов в аэропорту перед вылетом.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика