О том, что происходит на телевизионном медийном поле Северной Осетии, свое мнение высказал руководитель недавно созданной "Национальной телекомпании "Осетия-Ирыстон" Эльбрус ДЗАБИЕВ:
– В телевидении и футболе разбираются все. Сам я редко вступаю в дискуссии знатоков этой игры, разве что если речь не идет о новых технических "фишках" прямых телевизионных трансляций с крупных чемпионатов. В обсуждение же процессов, происходящих на республиканском телевидении, мне придется "вставить свои пять копеек".
Все это время, как я занимаюсь проектом создания национального ТВ, отказывался от интервью и проведения активной промокампании создаваемого телевидения. Однако совершенно неожиданно в грандиозные планы нашей команды вмешались субъективные обстоятельства. Но об этом чуть позже.
Пока же о том, чем вызвано мое послание. Уже несколько недель в соцсетях активно обсуждается ситуация в ГТРК "Алания". Сразу оговорюсь: "Алания" для меня – моя личная кузница профессионального мастерства, где мои учителя Олег Доев и Алена Макиева учили не только телевидению, но и жизни. И, естественно, мне не все равно, что происходит в моей телевизионной "альма-матер". Комментировать происходящее на Осетинской горке мне позволяет не только знание ситуации: я 7 лет назад возглавлял службу тематического вещания, которая как раз и пострадала в связи с последними реформами. Ввязаться в обсуждение этой темы пришлось прежде всего потому, что в том "фæдис", который развили в соцсетях, много вопросов было адресовано создаваемой национальной телекомпании. И я понял, что пришло время заполнить информационный вакуум.
Итак, мой первый посыл – кампания, начатая вокруг ГТРК "Алания", похожа больше на сведение личных счетов, чем на объективное отражение ситуации. Действующие и бывшие сотрудники телекомпании, активно рисующие "конец света", просто лукавят. О сокращении доли тематического вещания в филиале ВГТРК речь идет на протяжении последних 10 лет. За это время "Алания" пережила несколько волн оптимизации штата. И такое планомерное урезание бюджета и эфира для сотрудников ГТРК не является новостью. Более того, надо отдать должное руководству ВГТРК: Северная Осетия – один из немногих регионов, где до сих пор сохранилось это самое тематическое вещание. В подавляющем большинстве филиалов эфир давно сведен к информационным выпускам. Именно поэтому в регионах и создавались свои национальные телекомпании, которые были призваны решать другие задачи помимо сугубо информационных.
Да, согласен, что опять все дело в деньгах: программы национального компонента всегда дотировались из местного бюджета. Но связывать сокращение этих вливаний в ГТРК с приходом на рынок региональной телекомпании тоже не совсем верно. Бюджетная подпитка за эти 10–15 лет, несмотря на новые рыночные условия, не только не росла, а методично сокращалась. Если примерно 12 лет назад речь шла о 24 млн рублей в год, то в последние годы это всего 6 млн. Но, поверьте, этих средств недостаточно для создания качественного контента, которым было бы возможно заполнить 4 часа эфирного времени.
Получается, что авторы многочисленных открытых и закрытых писем в адрес руководства республики зачем-то передергивают факты. Удивляют меня и другие активисты, которые лично мне говорили в лицо: "Я не смотрю местный канал, что там смотреть?" Но сегодня они – в первых рядах "армии спасения" осетинского ТВ. Почему первые все эти годы не били в набат, чтобы спасти "достояние республики"? Почему вторые вдруг в один момент прильнули к экранам и решили поностальгировать? Ответы на эти вопросы лично для меня очевидны.
Ну а теперь, собственно, о национальной телекомпании "Осетия-Ирыстон". Некоторое время назад совершенно незнакомый человек написал мне личное сообщение в Фейсбуке, смысл которого сводился к следующему: когда, наконец, заработает нацТВ, и не является ли этот проект очередной профанацией? Мне пришлось написать длинный ответ, который, слава богу, удовлетворил скептически настроенного собеседника. И мне не раз и не два приходилось слышать такое недоверие и аналогии с закрытым проектом ОС-ТВ. Сперва меня это немного расстраивало, потом я смирился. А сегодня, когда видны реальные очертания будущего ТВ, я уже не обращаю внимание на такие замечания. Но закрытие ОС-ТВ считаю неправильным, и не столько потому, что это решение покойного Тамерлана Агузарова отбросило создание национальной телекомпании назад, сколько из-за того что был потерян креативный коллектив молодых людей, объединенных одной целью. Сегодня многие из них или уехали в другие города, или боятся во второй раз войти в одну и ту же реку.
Представить себе процесс реализации проекта будет легче в хронологическом порядке.
Итак, о создании национальной телекомпании Вячеслав Битаров впервые заявил в мае 2016 года. И только в августе правительство республики своим постановлением учредило ГАУ "Национальная телекомпания "Осетия-Ирыстон". Официальную же регистрацию организация прошла и вовсе в марте 2017 года. Такие организационные задержки были связаны с реформированием структуры правительства и созданием нового Комитета по делам печати и массовых коммуникаций, который сам прошел все этапы документального оформления только в феврале.
Пока же решались бюрократические вопросы, мы занимались подготовительным этапом: определяли поставщиков профессионального оборудования, искали приемлемое здание для нужд телекомпании, решали вопросы, связанные с финансированием. Все строительные проекты – акустики, электричества, кондиционирования и вентиляции студийных помещений – были разработаны московскими специалистами. Дизайн-проекты декораций и проект технологической сети аппаратно-студийного комплекса также разработаны приглашенными профессионалами. Понятно, что разработка этой документации требует немалого количества времени.
Собственно строительные работы на объекте начались в конце января 2017 года. Предстояло отремонтировать около 2000 кв. м, 750 из которых – студийные помещения. Спустя полгода ремонт внутренних помещений закончен на 90%. В настоящее время пришла очередь работ по фасаду и благоустройству прилегающей территории. Учитывая специфику объекта, нашу стройку можно назвать передовой. В республике уже месяц находятся московские специалисты, которые приступили к монтажу светового оборудования и построению технологической сети телекомпании. Профессиональное оборудование уже закуплено и ждет своего часа для отправки в Северную Осетию.
Это сухие факты. Но куда же без эмоций, когда речь идет о деньгах? И опять у меня вызывают удивление замечания некоторых "активных" граждан, которые на протяжении десятилетия будируют тему о том, что Осетия – единственная национальная республика, у которой нет своего ТВ. Но в тот момент, когда они становятся свидетелями реализации своей мечты, почему-то меняют тональность и пытаются искать какие-то подводные камни.
Я понимаю, что своими словами вряд ли смогу убедить вечно недовольных, но и скрывать нам нечего. Итак, о финансовой части проекта создания нацТВ: все ремонтные работы на объекте осуществляются из личных средств Главы Северной Осетии.
Приобретение профессионального телевизионного оборудования, офисной техники и транспортных средств обошлось в 182 млн рублей. Все эти средства были выделены из Фонда государственной поддержки социальных и культурных программ. Для осуществления работы (зарплаты, налоги, хозяйственные нужды, аренда спутника, доставка сигнала, приобретение контента) в республиканском бюджете 2017 года заложено 57 млн рублей. Немалые суммы, согласен. Но любой человек, мало-мальски знающий ТВ-производство, скажет вам, что телевидение – это недешевое удовольствие. Именно с этого я начал свой первый разговор с Вячеславом Зелимхановичем Битаровым, когда зашла речь о создании национальной телекомпании. Разговор этот, кстати, впервые состоялся еще 3 года назад, когда Битаров не был во власти и вряд ли предполагал свой нынешний статус. Об этом факте я не часто рассказываю, приберегаю его для особо неверующих в успех нашего проекта.
Неверующие, они спокойные, чего не скажешь о воинствующих проповедниках своей исключительной правоты. Так вот, некоторые из них активно пытаются увязать внебюджетное финансирование с УГМК, другими словами, скомпрометировать еще не начавшую работать телекомпанию связью с пресловутым "Электроцинком".
Многим известна моя однозначная позиция по "Электроцинку". Я достаточно активно участвовал во многих акциях протеста, более того, Ленинским судом Владикавказа был привлечен к административной ответственности за эту деятельность – к штрафу в размере 20 тысяч рублей. И я ответственно заявляю, что никогда не смогу участвовать в совместных проектах с УГМК, более того, позволить себе вести свою профессиональную деятельность с оглядкой на "Электроцинк". Насколько мне известно, по инициативе руководителя республики в вышеупомянутом фонде аккумулируются средства благотворителей и инвесторов, предназначенные для реализации культурных и социальных проектов, на которые не хватает бюджетных средств. Я допускаю, что именно в этот фонд мог перечислять деньги и УГМК. Но согласитесь, было бы странно с моей стороны требовать от руководства республики отчета о том, как распределяются средства фонда и какие конкретно из них потрачены на приобретение оборудования для телекомпании. Могу пообещать одно: какое-либо вмешательство руководства УГМК в информационную политику национальной телекомпании повлечет за собой мою отставку.
Но хватит о деньгах и политике. Давайте поговорим о творчестве. Несмотря на активные ремонтные и технические работы, мы уже начали снимать несколько телепроектов, которые не "устареют" к запуску телеканала. Не буду раскрывать все секреты, скажу лишь, что они посвящены истории, культуре Осетии. Пробуем при создании оригинального контента учитывать запросы всех категорий телеаудитории. В данных проектах задействованы молодые коллеги, которые уже прошли обучение в московской Академии медиаиндустрии. Все расходы на обучение и проживание также взял на себя Вячеслав Битаров.
Кадровый вопрос особенно для нас актуален, поскольку для круглосуточного вещания необходимо много оригинального контента. Ни одна телекомпания никогда не сможет "забить" эфир исключительно своими программами, поэтому у нас заложены средства для приобретения стороннего контента (художественные и документальные фильмы, мультики, сериалы и т. д.). Для воплощения собственных же идей нужны местные специалисты. Мы в течение 3 месяцев проводили кастинги по всем вакансиям телекомпании, которые посетили около 300 человек. До конца июля вынесем решение по всем анкетам соискателей и начнем формировать штат сотрудников, который утвержден нами в числе 167 человек. На август намечены интенсивные тренинги для телеведущих и других творческих специальностей. Делиться опытом с начинающими коллегами будут, в том числе, и специалисты федеральных телеканалов.
Я понимаю, что наша внутренняя "кухня" мало кого интересует, большинству надо, как говорится, "вынуть и положить". Но повторюсь, что создание телекомпании с нуля – процесс небыстрый: слишком много должно сойтись в одной точке, и не всегда возможно точно спрогнозировать сроки. Скажем, в настоящее время идет работа над созданием декораций телестудий, в которой задействованы дизайнеры, специалисты по свету, конструкторы, инженеры, производители светодиодных экранов и ЖК-видеостен, рабочие по металлоконструкциям, мебельщики. И это еще не весь список. Поэтому назвать точные день и время выхода в эфир назвать не берусь. Я знаю, что по этому поводу особо переживает и Вячеслав Зелимханович, который не только тратит свои деньги, но и уделяет этому проекту много личного внимания. Но смею заверить, что нацТВ не за горами! Мы подошли к финишной прямой. И если нас пока нет в эфире, это не значит, что мы не работаем. Для начала вещания нашей молодой команде необходимо не только пройти творческое обучение, но и "прощупать" всю телевизионную технологическую цепочку.
Сегодня мы ориентируемся на выход в тестовое вещание (техническое, зритель нас не будет пока видеть) во второй половине сентября. Сколько времени займет этот процесс, опять же, сложно предсказать, но мы сделаем все возможное, чтобы не затягивать его. К тому же, чтобы выйти в эфир, необходимо снять и смонтировать проекты хотя бы на месяц вперед. В любом случае уже настал момент, когда мы будем чаще сообщать новости о себе, потому что уже есть что сказать и показать.
Один из самых задаваемых вопросов: где нас можно будет смотреть? После всех технических трактов и подготовительной работы мы выйдем в эфир в пакете спутникового телевидения "Триколор" и в Интернете, а также в кабельных сетях. Предполагается также войти в ТВ-пакеты мобильных операторов и интернет-провайдеров. Эфирное вещание – второй этап, который будет зависеть от ситуации развития телевещания в стране: на 2018 год намечен отказ от аналогового вещания, а сроки введения третьего цифрового мультиплекса пока размыты. В любом случае мы будем планомерно и поэтапно расширять объем своей потенциальной аудитории.
Поскольку вещание канала будет доступным и в других регионах и странах, отдельным направлением нашего эфира станет оригинальный контент, который будет позиционировать нашу республику как регион с многовековой историей, культурой, продвигать идею туристической привлекательности Северной Осетии. Но основой информационной политики телекомпании, конечно же, станет объективное отражение современной жизни осетинского общества. Особое внимание нами будет уделяться программам на осетинском языке. Не буду скрывать, мы сильно переживаем за это направление, так как наши кастинги показали, что молодых людей, говорящих, пишущих, которых еще и в кадр можно посадить, не так уж и много. Другими словами, найти телегеничного ведущего программы, пишущего на русском языке, в разы легче. А ведущему на осетинском придется писать тексты другому человеку. Именно поэтому в нашем штате предусмотрены редакторы и переводчики со знанием осетинского языка. И добавьте к этому еще одну проблему – нежелание или стеснение большинства чиновников давать интервью на осетинском языке. Но мы готовы менять ситуацию и делать современный телевизионный продукт на национальном языке, несмотря на все трудности. Для решения этой концептуальной задачи мы собираемся создать специальную редколлегию, в которую войдут признанные специалисты-языковеды.
Раскрывать все творческие секреты не буду. Понимаю и то, что в рамках одного материала трудно ответить на все вопросы, которые мне задают лично и опосредованно о том, каким будет национальное телевидение. Думаю, со временем мы – команда нацТВ и наш зритель – поймем друг друга. А пока закончу тем, с чего начал.
Телевидение и футбол и вправду похожи: и тут, и там есть команда, которая должна радовать зрителя (болельщика). И наша телевизионная команда будет делать все возможное, чтобы у нее в скором времени появился не только постоянный зритель, но и свой "12-й игрок" – преданный болельщик.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30